В настоящее время основными барьерами для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров и повышения качества оказываемых услуг являются:
- значительная изношенность основных фондов; неразвитость транспортно-логистической системы; отсутствие железнодорожной ветки; отсутствие авиаперевозок;
- существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.
Неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономического роста и фактором, понижающим конкурентоспособность республиканских товаров.
Основные направления развития транспортного комплекса на долгосрочную перспективу:
1. Увеличение пропускной способности опорной транспортной сети. Этому будет способствовать строительство железной и автомобильных дорог, реконструкция аэропорта г. Горно-Алтайск.
Реализация данного направления позволит обеспечить связанность республики с соседними регионами России в единое экономическое пространство, увеличить подвижность населения, повысить конкурентоспособность республиканских товаров за счет снижения транспортных издержек, увеличить поток туристов в регион.
2. Реализация транзитного потенциала в направлении Монголии, Казахстана и Китая.
Данное направление предполагает:
- реконструкцию федеральной автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» (расширение пропускной способности автомобильной дороги М52 «Чуйский тракт» с продолжением строительства дороги на Китай через территорию Монголии Ташанта - Ульгий - Кобдо - Тайкишкен (КНР));
- реконструкцию автодороги Черга - Беш-Озек -Усть-Кан - Талда -Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (природный парк «Белуха»);
- создание системы пограничных переходов. Существуют реальные предпосылки для включения транспортных узлов республики, на основе программы ЭСКАТО, в международный транспортный коридор «Север -Юг».
Преодоление ограничений социально-экономического развития со стороны транспорта потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, которые повысятся более, чем в 4 раза к 2020 году по сравнению с 2006 годом.
Состояние электроэнергетики республики в настоящее время характеризуется нарастанием ограничений вследствие дефицита генерирующих мощностей; недостаточным уровнем развития электрических сетей; недостатком стимулов к инвестициям в электросберегающие технологии и оборудование.
Наряду с задачей преодоления сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики необходимо значительно нарастить производство электроэнергии и резко повысить эффективность электро- и теплопотребления.
Развитие экономики по инновационному и энерго-сырьевому сценариям характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2018 годы в среднем на 4,2% в год со снижением до 2% в 2019-2020 гг. по инновационному сценарию за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению. Выход на верхние (соответствующие энергосырьевому) или нижние значения (соответствующие инновационному) темпов роста электропотребления будет определяться интенсивностью осуществления мероприятий по электросбережению в секторах экономики. Для удовлетворения этой динамики спроса производство электроэнергии должно возрасти с 336,9 млн. кВт ч в 2006 году до 597,4 - 624 млн кВт ч, в соответствии с инновационным (нижняя граница) и энергосырьевым (верхняя граница) сценариями развития.
Для решения проблемы роста потребности региона в электроэнергии принята республиканская целевая программа «Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011гг.». Основная цель данной программы - это создание условий для последовательного решения проблемы энергетического самообеспечения Республики Алтай и создание генерирующих источников энергии в республике с максимальным использованием природных возобновляемых энергоресурсов.