- модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий, при значительно более высоком, чем в первом варианте, повышении эффективности энергосбережения;
Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на более высокий уровень социально-экономического развития, снизить дотационность бюджета, за счет повышения конкурентоспособности экономики региона.
Рост ВРП составит до 2015 года 8,5% процентов в год. В 2016-2020 гг. вероятно замедление роста до 7,5%. В целом за 2008-2020 гг. ВРП увеличится в 2,8 раза.
Определится специализация Республики Алтай на рынке туристских услуг за счет использования значимого ресурса - туристского потенциала.
Капитализация этого ресурса возможна в двух вариантах, которые зависят от масштаба позиционирования. Так, в региональном масштабе Республика Алтай - центр отдыха и рекреации, а также поставщик высококачественных продуктов питания. В «страновом» масштабе для достижения лидерства необходимо стать центром Алтае-Саянского туристского экорегиона.
Основой подсценария лидерства в Сибири должно стать:
- занятие и удержание значимой доли туристского рынка СФО, обеспечивающей системный эффект для развития поддерживающих отраслей;
- формирование и удержание позиции на рынках продуктов питания.
В данном варианте базовыми отраслями станут туризм и пищевая промышленность, базирующаяся на сырьевой основе сельского хозяйства.
Подсценарий «новый туррегион России» подразумевает формирование центра Алтае-Саянского туристского экорегиона: управление базовыми и поддерживающими отраслями в туризме (подготовка кадров, разработка стандартов и т.п.).
Здесь уже можно говорить о создании единого кластера туризма, для которого сельское хозяйство и пищевая промышленность будут выступать поддерживающими отраслями.
Условиями реализации этого варианта будут:
- Особая экономическая зона и федеральная поддержка крупных инфраструктурных проектов; активный импорт современных технологий;
- экспорт туристских услуг;
- целенаправленная кадровая и культурная политика;
- партнерство с глобальными игроками туристского рынка.
И первый, и второй активный подсценарии - сценарии долгосрочные и реализуются в несколько этапов, предполагающих преимущественное использование определенных типов ресурсов. На первом этапе - продолжение эксплуатации имеющихся ресурсов, разработка проектов и старт модернизации системы их управления. Второй этап - рост за счет инвестиций.
Таким образом, были получены долгосрочные прогнозы показателей социально-экономического развития Республики Алтай по двум основным сценариям.
Значительное влияние на экономические процессы в Республике Алтай оказывает демографическая ситуация. Регион относится к числу немногих субъектов РФ с естественным приростом населения.
При сохранении сложившихся тенденций естественного и миграционного движения в долгосрочном периоде к 2020 году численность населения Республики Алтай может достичь 215-220 тыс. чел.
При этом в возрастной структуре населения региона будет увеличиваться доля населения моложе трудоспособного и старше трудоспособного возрастов.
С 2011 года в возрастной структуре населения республики будет уменьшаться доля населения трудоспособного возраста, которая относительно 2007 года снизится с 63% до 61,3%, доля населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 23,6% до 24,5%, доля населения старше трудоспособного возраста возрастёт с 13,4% до 14,2%.
К 2015 году удельный вес населения моложе трудоспособного возраста составит 26,7%; старше трудоспособного - 15,5%; трудоспособного возраста -57,8%. К 2020 году доля населения моложе трудоспособного возраста составит 28%, старше трудоспособного - 17%, трудоспособного - 55%. Соответственно к 2020 году увеличится демографическая нагрузка на трудоспособное население, что приведёт к дополнительным затратам на здравоохранение, социальную защиту, а также пенсионную систему и потребует активного реформирования этих сфер с целью повышения их эффективности.