Анализ состояния и тенденций социально-экономического развития Республики Алтай за 2007-2009 гг., основных направлений региональной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Алтай позволяет определить основные направления социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.
Указанные направления можно свести к двум сценариям социально-экономического развития Республики Алтай. Основные «развилки» в долгосрочном социально-экономическом развитии Республики Алтай определяются несколькими ключевыми факторами:
- динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сельского хозяйства и туризма, здравоохранения и образования и других сфер;
- интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда.
Внешние условия прогноза социально-экономического развития Республики Алтай учитывались на основе исходных условий для формирования вариантов развития экономики Российской Федерации на период до 2020 года, разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ, которые среди прочих предполагают, что:
1) во всех сценариях приняты одинаковые внешнеэкономические условия;
2) во всех вариантах приняты одинаковые цены на нефть марки «Urals»;
3) все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.
Сценарий энерго-сырьевого развития. Данный сценарий предполагает реализацию конкурентного потенциала республики в сферах энергетики, транспорта и туризма, повышения качественного уровня обрабатывающих отраслей. Он характеризуется:
- реализацией (в том числе в рамках частно-государственного партнерства) проектов, обеспечивающих разработку и добычу месторождений полезных ископаемых в Чойском, Кош-Агачском и Улаганском районах республики.
- развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала республики;
- развитием гидроэнергетики;
- развитием туристической деятельности;
- отсутствием инновационной активности высокотехнологичных секторов.
- недостаточной динамикой повышения качества человеческого капитала;
- сохранением сильной социальной дифференциации и низкой динамикой формирования среднего класса.
Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на получении собственного источника электроэнергии. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей.
Возможности экономического роста будут определяться, в основном, следующими факторами:
- ускоренным развитием транспортной инфраструктуры;
- возможностями использования транзитного потенциала республики;
- возможностями выработки собственной электроэнергии;
- возможностью экспорта электроэнергии в Монголию;
- усовершенствованием туристической инфраструктуры.
Рост ВРП составит до 2015 года 8% процентов в год. В 2016-2020 гг. вероятно замедление роста до 6,5%. В целом за 2008-2020 гг. ВРП увеличится в 2,6 раза, что не обеспечит решение перспективных задач в области социального и экономического развития региона.
Сценарий инновационного развития. Этот сценарий отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ экономики республики в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и за счет расширения специализации региона за счет развития туристско-рекреационного потенциала. Он предусматривает:
- глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;