Современная Россия представляет собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность заключается в том, что наряду с административно-территориальными образованиями - субъектами Российской Федерации (края и области) существуют национально-территориальные образования – республики и автономии, причем статус тех и других не равнозначен. Республики построены по национально-территориальному принципу. Как правило, это небольшие по территории и населению образования (хотя есть и исключения - республики Саха-Якутия и Татарстан), которые представляют собой субъекты Федерации с одной (республики Алтай, Калмыкия и др.), двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др.) и более (Республика Дагестан) «титульными» нациями.
В настоящее время из 83 субъектов в составе Российской Федерации 26 относятся к национально-территориальным образованиям (21 республика, одна автономная область, 4 автономных округов). На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что социально-экономическое состояние национально-территориального образования – субъекта РФ определяется общими для страны макроэкономическими тенденциями. Кроме того, современные региональные ситуации в значительной степени дифференцированы объективными факторами: природно-ресурсным и трудовым потенциалом, географическим положением, политической ситуацией, ориентацией на выполнение определённых федеральных функций и др. Таким образом, макроэкономические тенденции обостряют региональные проблемы, а специфические особенности конкретных регионов обусловливают основные различия в проведении экономических реформ.
Усугубляет ситуацию то, что до конца не сформирован механизм экономических отношений субъекта РФ и федерального центра, отсутствует чётко сформулированная государственная региональная политика, нет системы исследования, планирования и прогнозирования экономического развития региона. Определяя развитие национально-территориального образования как устойчивой и усложняющейся системы, важно знать естественные предпосылки, историю хозяйственного освоения его территории и современное социально-экономическое положение. Понимание причин трансформации многих сторон жизнедеятельности регионов в новых условиях поможет определить степень их кризисного состояния, позволит определить круг проблем и найти пути смягчения сложившейся ситуации.
Исследования проблем экономического развития национально-территориальных образований РФ получили развитие еще в доперестроечный период в исследованиях таких ученых как И.Г. Александров и Н.Н. Баранский, занимавшихся вопросами экономического районирования и размещения производительных сил. Позже этими проблемами занимались П.М. Алампиев, Т.М. Бандман, Н.Н. Колосовский, А.Е. Пробст, Я.Г. Фейгин, Ю.Г. Саушкин и другие. Качественно новый этап региональных исследований связан с именем Н.Н. Некрасова, который исследовал теоретические и методологические проблемы развития районов страны и заложил научные основы региональной экономики. Программно-целевое регулирование и планирование территориального развития привлекало и привлекает многих учёных. Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли Р.И. Шнипер, Т.М. Бандман, С.А. Суспицин, Н.В. Федоров и др.
Социально-экономическим проблемам развития на примере национально-территориальных образований - субъектов РФ посвящены работы Л.В. Азаровой, О.А. Барановой, П.В. Болыпаника, Е.В. Горшениной, С.А. Суспицина, А.Г. Зинченко, А.Ф. Куракина, В.В. Малыхина, Л.А. Еловикова и др. Основная цель исследования - выявить специфику формирования современного социально-экономического состояния, организации и приоритетов развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации.
Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:
- обобщить и систематизировать основные понятия и подходы регионального развития, обосновать методологические основы его исследования.
- обосновать приоритеты развития национально-территориальных образований - субъектов РФ;
- определить этапы хозяйственного освоения территории национально-территориального образования на примере Республики Алтай;
- на основе индикаторов природно-ресурсного, социальной инфраструктуры и бюджетно-финансовой системы провести анализ и показать современное социально-экономическое состояние Республики Алтай.
- выявить основные тенденции и приоритеты необходимых изменений, реализация которых сможет обеспечить преодоление кризиса, стабилизацию и последующее развитие экономики Республики Алтай.
Объект исследования: экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай.
Предметом исследования являются экономические аспекты функционирования национально-территориальных образований на примере Республики Алтай.
Информационной базой исследования послужили материалы территориальных органов статистики по Новосибирской области и Республике Алтай, Министерства экономики Российской Федерации, Минэкономики Республики Алтай, Правительства Республики Алтай.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: статистический, исторический, анализа, синтеза, аналогии и сравнения.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, шести подпунктов, заключения и списка использованных источников и литературы, одного приложения.
- Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии
- Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики
- Экономические характеристики национально-территориальных образований в сравнении с остальными субъектами РФ[13]
- Основные характеристики и показатели экономики Республики Алтай
- Основные экономические проблемы региона
- Тенденции социально-экономического развития
- Прогноз социально-экономического развития республики АЛТАЙ
- Заключение