На период до 2020 года одной из задач развития рынка товаров и услуг является дальнейшее приращение объемов розничного товарооборота за счет увеличения товарной массы, улучшения качества реализуемой продукции и оптимизации цен вследствие поддержания конкурентоспособности на данном рынке. Кроме того, одной из приоритетных задач является увеличение доли продукции республиканских товаропроизводителей в объеме розничного товарооборота.
Приоритетными направлениями будут являться:
- последовательное замещение рынков современными торговыми центрами и комплексами;
- увеличение доли новых и модернизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг;
- привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потребительского рынка.
За период с 2008 по 2020 годы розничный товарооборот по прогнозу возрастет в 3,2 - 3,8 раза по вариантам в сопоставимых ценах.
Значительное увеличение оборота розничной торговли в прогнозируемом периоде связано с существующей тенденцией роста денежных доходов населения, а также увеличением потока туристов в Республику Алтай, особенно после ввода в действие объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Меры, принимаемые на федеральном уровне власти, по замедлению темпов инфляции по стране в целом позволят предполагать снижение темпов роста потребительских цен.
Ожидается, что при реализации инновационного и энергетического сценариев темп роста потребительских цен понизится с 9,6% в 2007 году до 4-4,7% в 2015 году и 3,2%-4,3% в 2020 году. Основные инфляционные риски связаны с перспективами снижения курса рубля и повышения тарифов естественных монополий.
Снижение темпов инфляции на потребительском рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет обеспечиваться сдерживанием роста цен путем развития конкуренции, в результате которой будут формироваться реальные рыночные цены на товары, уменьшаться влияние сезонных колебаний цен, сокращаться доля посредников в оптовом обороте, увеличиваться выпуск товаров местного производства.
На рынке платных услуг наблюдается стабильное увеличение объемов предоставления платных услуг. Это обусловлено влиянием нескольких факторов - это потребительских спрос, связанный с ростом реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы, развитие на территории республики туризма, гостиничного бизнеса, сервисного обслуживания. Наиболее значительно пользуются спросом у населения услуги на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья.
Среди всех видов услуг продолжают развиваться следующие виды услуг: услуги физической культуры и спорта, туристские услуги, услуги гостиниц и аналогичных мест размещения.
В период 2008-2020 годов объем платных услуг населению увеличится в 7,5 раз в рамках инновационного сценария, по энергосырьевому сценарию - в 6 раз. За указанный период индекс физического объема платных услуг возрастет в 2,8 раза по инновационному сценарию, в 2,5 раза - по энергосырьевому.
Республика Алтай является приграничным регионом Российской Федерации. К странам, имеющим общие границы с Республикой Алтай относятся Казахстан, Монголия, Китай.
Целью внешнеэкономической деятельности Республики Алтай в долгосрочной перспективе является наращивание оборотов внешней торговли. Так, в период с 2008 по 2020 годы прогнозируется увеличение внешнеторгового оборота республики более чем в 1,5 раза. При этом экспорт увеличится на 57,2% к уровню 2007 года. Основными странами-экспортерами Республики Алтай являются Корея, Монголия, Гонконг. Экспорт Республики Алтай в значительной степени ориентируется на вывоз фармацевтических продуктов. Следует отметить, что около 40% объема экспортных операций приходится на физических лиц — нерезидентов Российской Федерации.