Развитие и проблемы моногородов
Страница 1

Прочее » Региональное развитие РК » Развитие и проблемы моногородов

Мировой финансово-экономический кризис привёл к спаду во многих отраслях промышленности и обострил ситуацию на монопрофильных территориях. При этом серьёзнее всего пострадали узкоспециализированные города, в которых проживает большая часть населения.

Спад производства, вызванный сокращением объёмов производства градообразующих предприятий и финансовые трудности, возникшие на фоне низкокачественного муниципального управления, привели к нарастанию напряжённости на рынке труда из-за появления большого количества безработных, увеличения дефицита бюджета, роста социальных проблем.

Однако следует отметить, что казахстанские моногорода оказались в сложном положении не только по вине кризиса. Он стал лишь катализатором копившихся в течение десятилетий финансовых, правовых и социальных проблем. В условиях финансово-экономического кризиса обострились следующие проблемы моногородов:

- остановка или угроза остановки основных градообразующих предприятий,

- истощение рудной базы добывающих предприятий,

- низкая степень диверсификации экономики страны,

- неконкурентоспособная продукция,

- высокая зависимость занятости населения от градообразующего предприятия,

- высокая степень зависимости городского населения от налоговых поступлений от градообразующих предприятий, сокращение налоговой базы;

- высокий уровень безработицы и самозанятости;

-низкий уровень доходов населения большинства моногородов, и как следствие, низкое качество жизни;

- сокращение численности населения в большинстве моногородов;

- возможные тенденции роста социальной напряженности;

- удалённость от основных экономических центров и неразвитость транспортной инфраструктуры;

- высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;

- высокая экологическая нагрузка на территорию [1].

Для решения проблем моногородов Казахстана была принята Программа развития моногородов на 2012-2020 годы. Целью программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. Для участия отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны [2].

По данным Министерства экономического развития и торговли РК в стране насчитывается 41 малый город [3]. Получается, что остальные города останутся наедине со своими нерешенными проблемами. Неизвестно, по каким критериям составлялся список городов, вошедших в программу. Государство собирается помочь Экибастузу, Темиртау, Рудному, Хромтау и Жезказгану, позабыв о тех, кому помощь действительно нужна. К примеру, катастрофическое положение складывается в поселке Красногорский, где остались без средств к существованию пожилые горняки, когда-то осваивавшие закрытый урановый рудник. Шахту ликвидировали, а некогда процветающий городок остался без коммунальных благ, школы и магазинов.

Кандыагаш давно приобрел статус города, но до сих пор находится на балансе района и не имеет собственного бюджета. Аягоз не в силах решить наболевшие проблемы теплоснабжения и обеспечения питьевой водой, ощущает острую нехватку медицинских кадров.

В Казахстане категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тысяч человек, тогда как к малым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тысяч человек. Следует отметить, что отсутствие методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду привело к тому, что в одной группе оказались города, которые принципиально различаются по численности населения, экономическому потенциалу и накопленным проблемам. Возьмем, к примеру, такие города, как Темиртау, где находится крупный металлургический комбинат и Каражал, который относится к категории депрессивных городов.

Страницы: 1 2 3 4


Южно-Уральская железная дорога
Южно-Ура́льская желе́зная доро́га — один из филиалов ОАО «РЖД», железная дорога пролегающая по территории Оренбургской, Челябинской, Курганской и части Свердловской области, Башкирии и Казахстана. Управление дороги находится в Челябинске. До 1 января 2011 года в состав дороги входило ...

Особо охраняемые природные территории. Заказники. Памятники природы
Перечень особо охраняемых природных территорий Омской области на 01. 06.2012 г. № п/п Категория ООПТ Муниципальный район Площадь, га   Федерального значения   Государственные природные охотничьи (зоологические) заказники 1 "Баировский" Колосовский, Саргатский, Тюкалинский 57000 ...

Демография
Среди регионов страны Закарпатье, предпоследнее по территории, по численности населения находится на 19 месте, обходя Херсонскую (1173,7), Ровенскую (1173,1), Тернопольскую (1142,0), Кировоградскую (1128,7), Волынскую (1066,6), Черновицкую (922,7 тыс. чел) области. В общей численности населения Укр ...