Мировой финансово-экономический кризис привёл к спаду во многих отраслях промышленности и обострил ситуацию на монопрофильных территориях. При этом серьёзнее всего пострадали узкоспециализированные города, в которых проживает большая часть населения.
Спад производства, вызванный сокращением объёмов производства градообразующих предприятий и финансовые трудности, возникшие на фоне низкокачественного муниципального управления, привели к нарастанию напряжённости на рынке труда из-за появления большого количества безработных, увеличения дефицита бюджета, роста социальных проблем.
Однако следует отметить, что казахстанские моногорода оказались в сложном положении не только по вине кризиса. Он стал лишь катализатором копившихся в течение десятилетий финансовых, правовых и социальных проблем. В условиях финансово-экономического кризиса обострились следующие проблемы моногородов:
- остановка или угроза остановки основных градообразующих предприятий,
- истощение рудной базы добывающих предприятий,
- низкая степень диверсификации экономики страны,
- неконкурентоспособная продукция,
- высокая зависимость занятости населения от градообразующего предприятия,
- высокая степень зависимости городского населения от налоговых поступлений от градообразующих предприятий, сокращение налоговой базы;
- высокий уровень безработицы и самозанятости;
-низкий уровень доходов населения большинства моногородов, и как следствие, низкое качество жизни;
- сокращение численности населения в большинстве моногородов;
- возможные тенденции роста социальной напряженности;
- удалённость от основных экономических центров и неразвитость транспортной инфраструктуры;
- высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;
- высокая экологическая нагрузка на территорию [1].
Для решения проблем моногородов Казахстана была принята Программа развития моногородов на 2012-2020 годы. Целью программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. Для участия отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны [2].
По данным Министерства экономического развития и торговли РК в стране насчитывается 41 малый город [3]. Получается, что остальные города останутся наедине со своими нерешенными проблемами. Неизвестно, по каким критериям составлялся список городов, вошедших в программу. Государство собирается помочь Экибастузу, Темиртау, Рудному, Хромтау и Жезказгану, позабыв о тех, кому помощь действительно нужна. К примеру, катастрофическое положение складывается в поселке Красногорский, где остались без средств к существованию пожилые горняки, когда-то осваивавшие закрытый урановый рудник. Шахту ликвидировали, а некогда процветающий городок остался без коммунальных благ, школы и магазинов.
Кандыагаш давно приобрел статус города, но до сих пор находится на балансе района и не имеет собственного бюджета. Аягоз не в силах решить наболевшие проблемы теплоснабжения и обеспечения питьевой водой, ощущает острую нехватку медицинских кадров.
В Казахстане категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тысяч человек, тогда как к малым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тысяч человек. Следует отметить, что отсутствие методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду привело к тому, что в одной группе оказались города, которые принципиально различаются по численности населения, экономическому потенциалу и накопленным проблемам. Возьмем, к примеру, такие города, как Темиртау, где находится крупный металлургический комбинат и Каражал, который относится к категории депрессивных городов.