Успешность реализации планов, в первую очередь, зависит от активной позиции местных властей, включая принятие ими мер по созданию благоприятного инвестиционного климата (налоговые и административные преференции, льготы по аренде).
Проблемы моногородов планируется решать дифференцированно, в зависимости от того, к какой группе – с высоким, средним или низким экономическим потенциалом – они отнесены. В категорию городов с высоким потенциалом отнесены 6 городов, со средним – 19 и с низким – 2 города.
Для моногородов с высоким и средним потенциалом предлагается предусмотреть реконструкцию инфраструктуры жизнеобеспечения с доведением до утвержденных нормативов, для моногородов с низким потенциалом предлагается поддержка социально-инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне, с учетом предполагаемой оптимизации численности населения. Кроме того, в моногородах предлагается организовать ремонт и восстановление, а в некоторых из них - снос аварийного и ветхого жилья, находящегося в коммунальной собственности. При уточнении республиканского бюджета уже выделены пилотно 6 миллиардов тенге на первоочередные мероприятия на их обустройство.
Программа также предусматривает стимулирование населения к добровольному переезду в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и в центры экономического роста через организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эксперты, которые занимаются исследованием миграции, считают, блок программы, посвященный переселению трудовых ресурсов из моногородов в зоны экономического роста, не может быть реализован. Они допускают возможность трудовой миграции, но думают, что переселения со 100%-ой уверенностью не будет.
В целях стимулирования развития МСБ в моногородах будут использованы все инструменты программ "Дорожная карта бизнеса 2020" и "Занятость 2020". Кроме того, в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020" предлагается проработать дополнительные меры поддержки развития МСБ: снятие отраслевых ограничений для МСБ моногородов; увеличение размеров субсидирования процентных ставок по кредитам; введение отдельной подпрограммы для моногородов по предоставлению грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 млн. тенге.
В настоящее время в рамках Карты индустриализации и "Дорожной карты бизнеса 2020" по 20 моногородам реализуются 114 проектов.
Учитывая мононаправленность и избыточность трудовых ресурсов моногородов будет сделан акцент на формировании оптимальной структуры занятости городов и рассредоточении трудовых ресурсов в перспективные точки роста областей и республики, с ориентацией на вновь создаваемые производства.
Во-первых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках Программы "Занятость 2020".
Во-вторых, выделение квот (целевой набор) по трудоустройству жителей моногородов на крупных производственных компаниях, на обучение в их учебных центрах.
Для моногородов с высоким и средним потенциалом предлагается предусмотреть реконструкцию и (или) строительство объектов образования и здравоохранения с доведением до утвержденных нормативов, а также реконструкцию инфраструктуры жизнеобеспечения на оптимизированную численность населения (водо-, электро-, газоснабжение, канализация и телекоммуникации).