В Курском крае преобладали небольшие предприятия, занимавшиеся переработкой сельскохозяйственного сырья. В 1846 г. в губернии насчитывалось фабрик и заводов - 361. Из них 70 находились в губернском Курске, 146 - в уездных и штатных городах, 145 - в селениях. Общая сумма произведенных здесь изделий равнялась 3610520 руб. серебром.22 Крупнейшей вотчинной мануфактурой оставалась Глушковская суконная фабрика, к которой было приписано до 19 тыс. крестьян графа Потемкина.
Слабость российской государственности стала еще более очевидной после поражения в Крымской войне. Пореформенное развитие Курского края во многом определялось строительством железных дорог, связавших российскую "глубинку" с крупными политическими и торгово-промышленными центрами России. 24 декабря 1866 г. было основано частное акционерное "Общество Курско-Киевской железной дороги" и подписана концессия сроком на 85 лет.
Курск был одним из первых городов России, где в 1896 г. городская управа заключила договор с бельгийской фирмой об устройстве в городе трамвая, а затем строительство небольшой электростанции для освещения домов в центре города и двух главных улиц - Московской и Херсонской. Ранее, в 1874 г., при содействии Петербургского акционерного общества в губернском Курске был построен водопровод.
С началом XX века для России и ее "глубинок", какой оставалась Курская губерния, начиналась новая эпоха.
В конце 1970 года началось строительство Курской АЭС (город Курчатов), а первый ток станция дала 19 декабря 1976 года.
В 1991 году с развалом СССР разорвались экономические связи между республиками и регионами. Разразился чудовищный экономический кризис. Так общее падение производства в 1997 году превысило 50% к уровню 1991 года. По отдельным видам продукции - добыча железной руды и выработка электроэнергии уменьшилась на 20%, производство аккумуляторов и трикотажа - в 10 раз, строительных материалов в 2.5 раза, молока в 7 раз.
Такое падение производства в Курской области была лишь в период немецкой оккупации. Появились безработные, круто вверх пошла инфляция. Лишь в последнее время наблюдается стабилизация курской экономики.
Белгородская область
В VIII в., после разрушительных походов арабов на Северный Кавказ в бассейне Оскола появляются аланы, и с этого времени территория современной Белгородской области входит в состав Хазарского каганата. Данные земли являлись северо-западным пограничьем указанного государства. На границе была создана система крепостей, построенных под руководством византийских инженеров из местного известняка. Население занималось оседлым скотоводством, охотой, рыболовством и внешней торговлей. В Поосколье была высокоразвита черная металлургия. Железо получали из болотной руды сыродутным способом.
В 965 году земли в верховьях Северского Донца были присоединены к Переяславскому княжеству Киевской Руси. Золотоордынское нашествие ХIII в., опустошившее значительную часть русской земли, особенно разорительным оказалось для земель, за которыми надолго закрепилось название "дикое поле".
Вхождение Северской области в состав централизованного Московского государства способствовало оживлению "дикого поля", заселению южной окраины беглыми крестьянами и холопами.
О том, как строились первые города, и как заселялась Белгородчина, историки спорят до сих пор. Существует много различных мнений и о точной дате основания Белгорода, а также Оскола (ныне Старого Оскола), Валуек.
С XII в. данная территория входила в состав Черниговского княжества. Монголо-татарское нашествие привело к запустению края. В XV в. Черниговско-Северская земля, включая земли по Донцу и Осколу, была отвоевана Великим княжеством Литовским у Золотой Орды. В 1500 г. Василий Иванович Шемячич, владевший этими землями, перешел с уделом на службу к великому князю московскому Ивану III Васильевичу. Присоединение этих владений к Русскому государству было закреплено русско-литовским договором 1503 г. С этого времени Донецко-Оскольская лесостепь (территория современной Белгородской области) играла важную роль в обороне страны от набегов крымских татар, т.к. здесь сходились главные степные татарские дороги (Кальмиусская, Изюмская и Муравская сакмы).
Решение о постройке Белгорода было принято Боярской думой в 1593 г., тогда же, вероятно, и возникло поселение на месте будущего города. Однако Белгородская крепость была сооружена по указу царя Федора Ивановича осенью 1596 г. Строительством руководили воеводы М.В. Ноздреватый-Звенигородский и А.Р. Волконский. Первоначально крепость располагалась на Белой горе, находившейся на правом берегу р. Северского Донца, при впадении в нее ручья Ячнев Колодезь. Детинец (центральная часть крепости) имел рубленые деревянные стены, установленные на валу, перед которым был вырыт ров. В плане детинец представлял собой прямоугольник, размерами 220х240 м - укреплена земляным валом и 8 башнями. Он располагался на краю обрыва над рекой. Окольный город охватывал детинец полукольцом с противоположной стороны и имел внешнюю деревянную стену протяженностью около 1 км с 10-11 башнями. Общая площадь города составляла около 33 га.