Структура использования свежей воды по отраслям промышленности выглядит следующим образом: электроэнергетика - 56 %, химическая и нефтехимическая-25 %, цветная - 15 %, прочая - 4 %, представлена динамика сброса основных загрязняющих веществ в водоемы, анализ которых показывает, что идет снижение массы сброса практически по всем основным ингредиентам. Однако уменьшение объемов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты в 2000 г. не привело к улучшению качества поверхностных вод. Лишь 1,6 % объема сброса сточных вод дают районы края, остальное приходится на города, из которых 10 сбрасывают 96 %. Общий вес загрязняющих веществ в сточных водах, поступивших в водные объекты, составляет почти 300000 тонн
Структура сброса сточных вод в поверхностные водные объекты такова: по видам хозяйственной деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство - 54 %, транспорт и сельское хозяйство - 1 %, промышленность - 45 %; по отраслям промышленности: электроэнергетика - 17 %, химическая и нефтехимическая - 17 %, цветная - 39 %, лесопереработка - 16 %, угольная - 6 %, прочие - 5 %.
В среднем по краю удельное потребление воды составляет 243 л/чел, в сутки, что ниже среднероссийского уровня. На производственные нужды тратится 90 %, потребление воды на хозяйственно-бытовые и сельскохозяйственные нужды снижается. За счет повторного и оборотного водоснабжения экономия свежей воды на производственные нужды составила в 1998 году 59 %. В 1998 г. увеличен сброс загрязненных (без очистки), нормативно чистых и нормативно очищенных сточных вод. Рост сброса загрязненных (без очистки) сточных вод обусловлен увеличением производства электроэнергии на Красноярской ТЭЦ-2 и сброса шахтных вод. Увеличение объема сброса нормативно чистых (без очистки) сточных вод обусловлено ростом потребления воды на Назаровской ГРЭС и Канской ТЭЦ и выпуском сточных вод Красноярской ГЭС [10]
8 1998 г. расход воды составлял, %: на производственные нужды - 84,6, на хозяйственно-питьевые -11,5, на сельскохозяйственные (в том числе орошение) - 1,3, другие нужды - 2,6.
Не изменяется, а правильнее сказать, не уменьшается уровень загрязнения вод рек Чулым, Енисей. До 1,5 ПДК увеличились в 1998 г. среднегодовые концентрации азота аммонийного в Ангаре.
Качество поверхностных вод большинства водных объектов края не отвечает нормативным требованиям. Основными источниками загрязняющих веществ являются сточные воды различных видов производств, предприятий сельского и коммунального хозяйства и поверхностный сток. Поверхностные воды края загрязнены почти повсеместно нефтепродуктами, фенолами, соединениями меди, цинка, железа, алюминия, марганца, мышьяка и т. д. и классифицируются как «грязные» или «очень грязные».
Наиболее загрязненной по санитарно-химическим и бактериологическим показателям является вода в створах питьевого водопользования на р. Енисей - в районе городов Лесосибирска и Енисейска, на р. Кача - в районе г. Красноярска, на р. Ангара – в районе пос. Мотыгино, на р. Рыбная - в створе с. Рыбное. Эпидемически опасными по микробиологическим исследованиям являются створы: р. Енисей-пос. Городок (Минусинский район), г. Лесосибирск (два створа), р. Кан - г. Иланский, р. Барта - г. Бородино, р. Ангара - поселки Мотыгино, Раздолинск. В целом в последние годы качество поверхностных вод в створах питьевого водопользования улучшается по санитарно-химическим показателям, однако уровень микробного загрязнения стабильно высок.
К антропогенным возмущениям, естественно, более чувствительны малые реки, поэтому для них крайне важным является установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. «Проектные предложения по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос Красноярского водохранилища» были утверждены решением Красноярского крайисполкома от 28 марта 1988 г. № 133. В последующем были разработаны и утверждены 12 проектов водоохранных зон для бассейнов малых рек Ага, Бузим, Кача, Березовка, Есау-ловка, Сыда, Биря, Рыбная, Большая Шушь, Тюхтет, Мал. Кемчуг и Бол. Улуй. [10]
Согласно этим проектам, службе водного хозяйства было предписано установление водоохранных зон, службе охраны природы - контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности и выполнением водоохранных мероприятий, землепользователям - закрепление границ прибрежных защитных полос водоохранными знаками установленного образца. Однако до сегодняшнего времени эта работа не завершена.