На питомниках Красноярского края выращивается 45570 тыс. шт. стандартного посадочного материала (основные выращиваемые породы - кедр, сосна, ель), что полностью покрывает потребность лесов края в посадочном материале (42809 тыс. шт.), видно, что за период 1991-1999 гг. площадь новых лесных культур уменьшилась почти вдвое. И хотя объем фактических вырубок сокращен в два раза, общая площадь лесовосстановления в полтора раза меньше площадей, на которых лес сгорел, а также был вырублен. [10]
В крае, как и в Сибири в целом, основное лесопользование связано с заготовкой древесины, а ее переработка сосредоточена в европейской части страны. При государственной собственности и централизованном планировании работа комплекса являлась эффективной. Однако при переходе к рыночной экономике не была выработана новая концепция развития лесного комплекса.
Нынешнее состояние лесного комплекса таково. В лесозаготовительном производстве потеряно 60 % мощностей. Утрачена производственная инфраструктура, в особенности в области создания высокоэффективных производственных мощностей по комплексной переработке. Возник дефицит высококвалифицированных кадров.
Объем производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности снизился в 1998 г. по отношению к 1992 г. в 2,6 раза (вывозка древесины - в 3,5, производство пиломатериалов - в 3,1, бумаги - в 3,0, целлюлозы - в 5,4, картона - в 6 раз).
Остро стоит вопрос по использованию лиственной и низкокачественной древесины и переработке ее вблизи лесозаготовок. Для своего развития лесной комплекс должен, прежде всего, освоить рынок края. Для этого необходим краевой заказ на продукцию лесного комплекса, и, соответственно, продукция лесного комплекса должна стать исходным сырьем для других отраслей. Что касается выхода на рынки развитых стран, то это потребует не только достижения мировых стандартов по качеству продукции, но и организации лесопользования и лесопереработки, соответствующих положениям устойчивого управления лесами.
В области управления лесными ресурсами в крае в переходный период стоят следующие задачи:
Создание нормативно-правовой основы для рационального управления лесами.
Сохранение ресурса и целостности окружающей среды.
Установление таких цен на ресурсы, которые могут обеспечить неистощительное и экономически выгодное ресурсопользование.
Социальное обеспечение в лесном секторе.
Решение первой проблемы должно обеспечить четкую, понятную, справедливую, контролируемую и сбалансированную систему управления лесами.
Вторая проблема может быть решена при знании ресурсной базы для сбалансированного производства древесины, при сохранении биоразнообразия, устойчивости ресурсов на основе распределения земель по видам пользования и совершенствовании стратегий воспроизводства лесных ресурсов, сокращении ущерба от пожаров, вредителей и болезней, а также введении природоохранных нормативов в других отраслях [10].
Решение третьей проблемы требует совершенствования механизма установления цен на лесные ресурсы посредством лесных податей и лесных торгов; разграничения между рентной платой за ресурсы и налогообложением предприятий; рациональной политики в отношении концессий, налогообложения; ослабления власти монополий.
Последняя проблема является чрезвычайно важной, и решение ее достигается при определении прав землепользования коренного населения на специально отведенных территориях, обеспечении населения лесных районов (в том числе коренного) адекватными социальными услугами, создании программ занятости для населения, потерявшего работу в связи с реформами.
В 2000 году суммарный забор воды по Красноярскому краю (без Норильского промышленного района) составил 2730 млн. м3, из которых 2304 млн. м3 -забор поверхностных вод, 426 млн. м3 - из подземных источников. Для хозяйственных нужд было использовано 2506 млн. м3, сброшено сточных вод в водные объекты 2472 млн. м3. Следует отметить, что около 10 % свежей воды не возвращаются напрямую в водные объекты. Это обусловлено потерями воды при транспортировке, закачке в подземные горизонты, сбросом сточных вод на рельеф, в накопители. Такое антропогенное воздействие на окружающую среду пока не учитывается.
Использование свежей воды обусловлено потреблением на производственные нужды - 2232 млн. м3 (89,06 %), на хзяйственно-питьевые нужды - 216 млн. м3 (8,62 %), на сельскохозяйственные нужды (в т.ч. орошение) - 30 млн. м3 (1,19 %), прочие нужды - 28 млн. м3 (1,12 %).