По Конституции всем национальностям гарантируется право пользоваться своими национальными языками, включая право на использование национального языка в зале суда. Органы самоуправления при выполнении своих служебных функций в соответствии с установлениями положений об автономии соответствующих районов национальной автономии используют распространенные в данной местности язык и письменность, либо несколько языков и письменностей. В то же время при использовании нескольких распространенных языков и письменностей в качестве главных могут использоваться язык и письменность национальности, осуществляющей районную автономию. В таких районах национальной автономии, как Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет, уже выработаны и реализуются соответствующие установления или конкретные правила по использованию и развитию языков и письменностей своих национальностей. На важные государственные собрания, такие как Всекитайские съезды КПК, сессии ВСНП, предоставляются документы на монгольском, тибетском, уйгурском, казахском, корейском, ийском, чжуанском языках или же даётся устный синхронный перевод.
Органы самоуправления в районах национальной автономии в соответствии с Конституцией и другими законами уважают и защищают свободу вероисповедания нацменьшинств, гарантируют нормальную законную религиозную деятельность. Также гарантируется право и свобода жить и вести общественную деятельность в соответствии с традиционными обычаями и нравами. Декларируется уважение бытовых привычек меньшинств, их праздников, специфических национальных продуктов питания, использования ими особых предметов обихода, их свадебных и похоронных обрядов. Но в то же время всячески поощряется внедрение новых, «научных, культурных и здоровых обычаев в свой быт, в свадебные и похоронные церемонии» [24]. Видно, что данная формулировка двойственна, на практике именно в бытовой сфере права меньшинств чаще всего игнорируются, нарушаются, большинство конфликтов на национальной почве возникает из-за неуважения традиционных нравов и обычаев.
Целый ряд гарантий развития национальной культуры также содержится в Законе об автономии. Законодательно предусмотрено, что вышестоящие государственные органы поддерживают партнерское сотрудничество экономически развитых районов с районами национальной автономии в деле развития образования, науки, техники, культуры, здравоохранения и физической культуры неханьцев. Наряду с шефской помощью Закон закрепил необходимость наращивания государственных вложений в данных сферах. Но эти и многие другие положения, рассмотренные ранее, связаны лишь с официальной партийно-государственной доктриной национальной политики КНР, получившей правовое воплощение. В то же время неофициальные источники, и в первую очередь зарубежные наблюдатели, отмечают целый ряд неформальных моментов, не укладывающихся в рамки официальной доктрины, а также противоречивость реальной национальной политики КНР. Например, часто говорят о проблеме изменения национального состава некоторых автономных районов результате государственной политики переселения в них ханьцев и других ранее не проживавших в этих местах национальностей (например, ситуация в Тибете или Синьцзяне). Это – одна из основных причин недовольства меньшинств в этих районах. Фактически, китайское руководство не только обеспечивает эти районы более квалифицированными кадрами специалистов, но и старается обезопаситься от проявлений сепаратизма. При этом нарушаются юридические положения об автономии и кадровые преимущества местных властей. Другой пример – политика в отношении национальных языков. В целом такое прогрессивное явление как распространение общенациональной культуры и не диалектного, а общенационального китайского языка, часто сопровождается сворачиванием использования местных национальных языков и даже вытеснением их из сферы образования. В официальной доктрине эти и другие подобные противоречия естественно не отражены.
В целом сегодняшняя политика КНР в отношении национальных меньшинств направлена на ускорение экономического и культурного развития этих народов, на подтягивание национальных районов до уровня развитых провинций страны, что должно способствовать экономическому развитию всей страны, а также консолидировать нацию и предупредить возможные сепаратистские акции. При этом этническая самобытность малочисленных народов отодвигается на второй план. Поощряется ассимиляция. Фактов явного угнетения и дискриминации прав меньшинств сегодня не много, о них не говорят официально, но они значимы, показательны. Но недовольство меньшинств в различных районах проявляется регулярно и доходит через средства массовой информации. Обычно неправомерные действия оправдываются благими намерениями. Идеи сплочения национальностей и противодействия сепаратизму являются главными в национальной политике. Официально и великоханьский национализм, и узкий национализм неханьцев критикуются, осуждаются, говорится о том, что их нужно искоренять. На практике бывает по-разному. Вместе с этим происходит коммерциализация национальной культуры, часто она начинает ориентироваться на этнографический туризм. Особенно это касается малочисленных народов. Активно развивается производство национальной одежды, поделок из бересты. Этнографический туризм приносит немалый доход представителям малых народов и дает рабочие места на обслуживающих объектах - гостиницах, ресторанах, прачечных, автозаправках. Коммерческая эксплуатация своей этнической принадлежности для малых народов становится нормой.