Церковь доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, строившаяся между 1465 и 1490 гг., - пример зодчества переходного от поздней ломбардской готики к Возрождению.
С 1492 г. синьором Милана стал Лодовико иль Моро. По его поручению новым оформлением архитектурного пространства занялись лучшие мастера итальянского Возрождения. Над алтарной частью, например, трудился Дона-то Браманте. Строительные работы завершились в 1497 г., и Лодовико перенес в храм прах своей жены Беатриче д'Эсте. В 1496 г. Моро поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к ней монастырь с рефекторием.
Главное художественное сокровище Санта-Мария-делле-Грацие - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — занимает северную стену монастырской трапезной (итал. cenacolo), где также проходили заседания суда Инквизиции. Неутомимый экспериментатор, Леонардо решил сделать роспись, сочетая масло (масляные краски только-только ввели в обиход нидерландские живописцы) и темперу. Время достаточно быстро показало, как ошибся великий мастер - уже в 1568 г. Дж. Вазари увидел вместо яркой фрески «тусклое пятно».
Не лучшим образом сказалось на состоянии живописных шедевров и то, что в 1796 г. солдаты генерала Бонапарта в нарушение его приказа устроили здесь конюшню. Наполеон I по-своему пытался спасти «Тайную вечерю». Он решил перенести ее вместе с частью стены во Францию, где реставраторы готовы были попытаться вернуть работе гения первоначальный облик, а чтобы Милан не остался без Леонардо, он распорядился изготовить копию фрески, выполненную в технике флорентийской мозаики. Полностью замысел реализовать не удалось, но на мозаику-копию (худ. Джакомо Рафаэли) можно полюбоваться в Вене в церкви Ордена миноритов (подробнее см. путеводитель «Австрия» серии «Вокруг света»).
Во время Второй мировой войны лишь чудо, в виде мешков с песком, спасло шедевр, когда 16 августа 1943 г. восточную стену и свод трапезной снесла американская бомба. Причиной последней реставрации, окончившейся в 1999 г., стал губительный городской смог.
Противоположную стену трапезной занимает отличное «Распятие» Донато Монторфано, написанное одновременно с шедевром Леонардо да Винчи, но в традиционной технике фресковой живописи.
Четвертую капеллу правого нефа церкви Санта-Мария-делле-Грацие украшают неважно сохранившиеся фрески Гауденцио Феррари.