7. Уголь, как в целом по миру, так и в нашей стране, является наиболее масштабным энергоносителем: его ресурсы и запасы широко распространены, а количество многократно превышает ресурсы и запасы других энергоносителей. Если разведанных запасов нефти в мире достаточно на 40-50 лет, то разведанных запасов угля хватит не менее чем на 200-250 лет. Еще более грандиозны его прогнозные ресурсы. По прогнозам авторитетных международных организаций, предполагается увеличение мирового потребления угля к 2005 г. до 5 млрд. т. у. т., или в 1,5 раза, а к 2020г.- до 4,6-6,9 млрд. т. у. т. Это мировые тенденции, и их следует учитывать. Порно с бандитами https://banditskoeporno.net самое горячее из всего, что я когда-либо видел.
В России освоение угольных сырьевых ресурсов осуществляется темпами, не соответствующими их потенциалу. Развитие добычи и рост потребления угля должны происходить в рациональном сочетании с другими энергоносителями, с учетом ресурсов каждого из них, распределения их по территории страны, стоимостных затрат на добычу и транспортировку к потребителю и т. д. Очевидно, что вклад угольной промышленности в повышение энерговооруженности страны должен быть более масштабным, чем в настоящее время.
8. На предстоящие десятилетия прогнозируется дальнейшее развитие атомной энергетики, охватывающей все более широкий круг стран. Уже в первом десятилетии XXI века спрос на уран значительно повысится, а цены на него возрастут. С учетом сложившейся и перспективной конъюнктуры в атомной энергетике и на рынке уранового сырья должны быть проведены работы по выявлению и освоению конкурентоспособных месторождений либо с богатыми контрастными рудами либо пригодных для разработки высокорентабельными методами, в частности подземным выщелачиванием.
9. Сегодняшние проблемы нефтегазового комплекса носят в основном финансово-экономический характер. Это финансовая дестабилизация в отрасли из-за обвального роста неплатежей, дефицит инвестиций в условиях высокой изношенности основных фондов и, главное, ухудшение воспроизводства сырьевой базы. Кроме того, естественно, влияют несбалансированное ценообразование продукции и налоговая политика, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта.
10. При любом раскладе, объективно рассматривая ход событий, можно констатировать, что большого скачка в добыче нефти и газа в обозримой перспективе не ожидается. Следует, видимо, согласиться, что «газовая пауза», отведенная на стабилизацию и плавное развитие угледобывающей отрасли с желаемым экономическим эффектом для народного хозяйства, окончилась. При прогнозируемом, с наступлением подъема народного хозяйства, росте потребления электроэнергии, объективно должна нарастать «угольная волна».
Согласно прогнозу Минэкономики, ВВП будет постепенно нарастать до 2010 г. с темпами по 5-6% в год. В перспективе, по крайней мере, до 2020г., нет оснований предполагать, что набранные темпы прироста ВВП будут существенно снижены.
Для удовлетворения прогнозируемого спроса угольщики должны обеспечить прирост добычи угля в 2020г. до 275 млн. т. Сложившаяся в настоящее время ситуация в нефтегазовом комплексе может заставить сделать еще больший крен в сторону использования угля, и прежде всего - в электроэнергетике.
11. Как известно, процесс геологического изучения прямо зависит от отчислений добывающих предприятий на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Задолженность предприятий по этим отчислениям на 01.04.99 г. оценивалась в размере 3,5 млрд. руб., т. е. равнялась годовому лимиту. В этом и кроется одна из причин того, что геолого-поисковые работы в ряде важнейших регионов свернуты.
По данным Минприроды, для того, чтобы переломить тенденцию падения добычи, требуется освоить 3,5 млрд. м3 запасов газа и 4,5 млрд. т запасов нефти. При этом следует учесть, что удельные затраты на промышленное освоение 1 млн. т разведанных запасов нефти оценивается в 2-5 млн. долларов в районах традиционной добычи, а в новых районах в 10-15 млн. долларов. Поэтому для обеспечения роста добычи только нефти в ближайшем пятилетии потребуется от 9 до 22 млрд. долларов при условии, что это будет происходить в старых нефтедобывающих районах.
Таким образом, сокращение минерально-сырьевой базы страны является прямым следствием снижения финансирования геологоразведочных работ, а значительный прирост запасов по различным видам полезных ископаемых был обеспечен в советское время опережающими геологическими исследованиями.
Из практики последних лет следует, что законодательное распределение отчислений на воспроизводство сырьевой базы, а это 10% от валовой выручки компаний, из которых 70% остается в распоряжении субъекта Федерации, на территории которой производится добыча, предопределяет их неэффективное использование, так как, в частности, приводит к вложению этих средств в уже известные месторождения, которые могут дать отдачу в ближайшее время.