В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема ТЭК и его минерально-сырьевой базы - одна из важнейших для экономики страны, от решения которой зависит как перспектива развития России, так и ее национальная безопасность. При этом стратегические исследования на перспективу, несмотря на многие факторы неопределенности, имеют огромное значение. Взгляд вперед всегда стоил дорого, а в наше время особенно!
В связи с этим совершенно не понятна позиция правительства страны, решившего с 1 января 2001г. продать из 24 тысяч не менее 20 тысяч предприятий ТЭК. По экспертной оценке специалистов Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, за семь лет, прошедших после приватизации основных энерго - топливных предприятий страны, государство, вследствие утраты контроля над этой отраслью, недополучило около 40 млрд. долларов. Между тем во всем мире понимают и учитывают стратегическую значимость ТЭК. Влиятельная английская газета «Файнэншл таймс» писала: «За период с 30-х до середины 90-х годов расходы современного государства на субсидии и трансферты в экономике выросли с 5% от ВВП до 23%, составляя в настоящее время до половины всех государственных расходов». То есть, поддержка государства рассматривается как значимый фактор социально-экономического развития. И значительная часть этой поддержки приходится «там» на топливно-энергетический комплекс.
А у нас государство самоустранилось от управления ТЭКом, что ведет к развитию негативных процессов во всей экономике. Поэтому, пока не поздно, надо призвать к порядку тех, кто забывает о национальных интересах и безопасности страны.
Итак .
1. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% плановой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено в сфере недропользования. Добывающими и геологоразведочными предприятиями обеспечивается не менее 25% ВВП и 50% экспорта страны.
2. За период с 1991 по 1999гг. капитальные вложения в ТЭК сократились в три раза, с 1994г. прирост запасов нефти и газа не компенсирует их добычу, за годы реформ энергоемкость России возросла в 1,5 раза, наблюдается высокий износ основных фондов во всех отраслях ТЭК.
3. Структура топливно-энергетического баланса России резко отличается от мировых тенденций, что не может не сказаться на будущей перспективе. При этом следует учитывать, что общая потребность России в первичных энергоресурсах будет расти медленно и только к 2010г. достигнет уровня 1995г., а затем к 2020г. повысится на 5%. При этом прогнозируется снижение удельной энергоемкости ВВП в период 2005-2020гг.
4. Особую роль в перспективном развитии ТЭК играет прогноз минерально-сырьевой базы, развитие геологоразведочных работ и прогноз на важнейшие виды энергетического сырья.
5. Не следует забывать о переходе основных месторождений газа в режим падающей добычи и принимать необходимые меры по поиску новых месторождений. Большие разведанные запасы природного газа (35% от мировых), сконцентрированные в основном в крупных и уникальных месторождениях, позволяют совершенно обоснованно предусматривать преимущественное развитие газовой промышленности с доведением добычи газа к 2010г. до 740-860 млрд. м3. Тем самым Россия не только укрепит свои позиции крупнейшего в мире производителя и экспортера газа, но и может значительно расширить его использование для производства многих ценных продуктов.
6. Положение в нефтедобывающей промышленности является более сложным. Более 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин 25 т/сутки составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т/сутки. При этом следует иметь в виду, что запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60% добычи, выработаны более чем на 50%. Доля запасов с выработанностью свыше 80% превышает 25%, а доля с обводненностью более 70% составляет свыше трети разрабатываемых запасов. Продолжает ухудшаться структура трудноизвлекаемых запасов, которые достигли 55-60% и продолжают расти.
Созданная сырьевая база позволяет преодолеть произошедший спад, а в последующем увеличить добычу. Однако для этого необходимо осуществить меры по поддержанию добычи на разрабатываемых месторождениях, прежде всего Среднего Приобья и Урало - Поволжья и вводу новых месторождений, а также по реанимации истощенных месторождений, особенно в старых районах, где сосредоточены большие мощности нефтедобывающей промышленности и имеется развитая инфраструктура.