экономический природопользование региональный экологический
В период, когда разрабатывался Стратегический план - 2010, мировая экономика вступила в фазу подъема. Подготовка Стратегического плана - 2020 осуществлялась в кардинально иных условиях - глобального экономического спада.
Финансово-экономический кризис, начавшийся во второй половине 2007 года с падения рынка ипотечных облигаций в США, охватил практически все страны мира. К началу 2009 года темпы роста объемов мировой торговли снизились более чем на 50 процентных пунктов: от 20-процентного роста в год до почти 30-процентного снижения.
Оценки развития глобальной экономики основываются на том, что ее восстановление будет происходить медленно. В связи с ослаблением мирового спроса конкуренция на экспортных рынках усилится, а цены на товары не будут иметь условий для устойчивого роста или, по крайней мере, будут расти заметно медленнее, чем в предыдущее десятилетие.
Сочетание прогнозируемого незначительного роста глобальной экономики и возрастающей роли экологически чистых энергетических технологий может привести к снижению мировых цен на традиционные энергоносители.
В ближайшее десятилетие продовольственная безопасность станет сферой постоянного внимания мирового сообщества. Глобальная рецессия привела к временному снижению цен на продовольствие по сравнению с достаточно высоким их уровнем, наблюдавшимся в 2007-2008 годах. Вместе с тем прогнозируется, что продолжающийся рост численности населения во многих странах и восстановление мировой экономики приведут к долгосрочному росту цен на продовольственные товары. Имея богатые земельные ресурсы, находясь в окружении стран с большим населением, Казахстан должен стимулировать развитие отечественного сельского хозяйства с тем, чтобы отвечать на вызовы растущего мирового продовольственного спроса.
Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2010 годом увеличился на 10,6%.
Высокие темпы роста наблюдались в строительстве. В 2011 году объем строительных работ по сравнению с 2011 годом увеличился на 20,1%.
Внешнеторговый оборот в 2012 году по оценке МЭБП вырос на 36,6%, в том числе, объем экспорта – на 36,4%, импорта – на 36,9%.
На рынке труда наблюдалось дальнейшее увеличение уровня занятости населения. В 2012 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2011 году. Численность безработных в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2012 году сложился на уровне 7,8% (в 2011 году – 8,1%).
Реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата в 2012 году по оценке выросли более чем на 10%.
Ускоренными темпами развивался кредитный рынок. По предварительным данным, объем кредитов экономике за 2012 год увеличился на 82,7% до 4738 млрд. тенге по сравнению с 2011 годом.
По предварительным данным, объем депозитов в банковской системе на 1 января 2011 года составил 3115 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 88,4%.
Активы Национального фонда на конец 2012 года увеличились с начала года на 74,5%.
Начата реализация Транспортной стратегии и Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 г., одобрена Концепция создания региональных социальных предпринимательских корпораций, совершенствовано налоговое законодательство, создана эффективная система управления государственным и валовым внешним долгом, принят Закон «О концессиях».
Для создания прозрачной системы управления активами государства были созданы акционерное общество «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и национальная управляющая компания - АО «Фонд устойчивого развития «Қазына».
В целях вступления в ВТО на приемлемых для Казахстана условиях и реализации политики по продвижению отечественных товаров на внешние рынки создан Центр развития торговой политики.
Также Правительством были предприняты ряд мер по дальнейшему развитию многоуровневой системы социального обеспечения, систем образования и здравоохранения.
В целом, в прошлом году удалось обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, инфляция находится на контролируемом уровне.