а) переоборудование швейного цеха с целью создания дополнительных рабочих мест для жен военнослужащих;
б) конкурс проектов по созданию предприятий малого бизнеса в городке и их стартовое финансирование;
в) обеспечение компьютерным оборудованием Центра социальной помощи семье и детям;
г) поставка медицинского оборудования, полученного каналам гуманитарной помощи, для использования в род ном отделении гражданской больницы.
3. Программы «Безопасное материнство» и «Планирование семьи» были направлены на принципиальное обновление повышение качества медицинского обслуживания в ЗАТО (военный городок), укрепление материальной базы больницы создание кабинета планирования семьи и контрацепции, кабинета подросткового акушера-гинеколога. Фонд социально поддержки при администрации профинансировал профильную переподготовку врачей в г. Москве.
Сравнивая модифицированную систему социального управления и предыдущую, можно сделать следующие выводы:
• использование возможностей различных статей бюджета, внебюджетных фондов, грантов от зарубежных некоммерческих организаций для реализации потребностей населения возможно с помощью разработки и осуществления социальных программ;
• учет одного из основных ресурсов социального управления — человеческого потенциала — ведет к повышению эффективности социального управления локальной социальной территориальной общности. Вместе с тем незнание технологий привлечения и эффективного использования данного ресурса или нарушение методики их использования ведет к низкой результативности принимаемых решений либо к их провалу;
• уровень управленческой культуры является определяющим в процессе оптимизации технологий социального управления, то есть необходимо соблюдение принципа повышения квалификации;
• ригидный менталитет управленческих кадров, не готовых к изменениям, отсутствие инициативы оказывают решающее влияние на эффективность реализации управленческих решений;
• превалирующим видом услуг осталась натуральная помощь, сохранилась прежняя ориентация органов социального увеличение числа элементов, составляющих социальную инфраструктуру (отделение социальной помощи на дому, льготная столовая, Попечительский совет, МП «Забота», школа-комплекс, информационно-учебный центр, курсы по переподготовке офицеров запаса и членов их семей);
• введение дополнительных служебных обязанностей для руководителей отделов администрации.
Проведенная модификация в работе учреждений и предприятий социальной сферы не позволила органам социального управления принципиально разрешить проблему оптимизации процесса управления, поскольку по-прежнему было много контролеров, мало исполнителей, отсутствовали специалисты, эффективно владеющие новыми знаниями и технологиями социального управления.
Практическая работа в рамках этой модели, основанной на методах приспособления, показала отсутствие взаимодействия учреждений и организаций на превентивном уровне как во внутренней, так и во внешней среде, необходимость введения консультационных услуг психолога, юриста и других специалистов в специфическом микросоциуме для оказания помощи населению на информационном и технологическом уровне. Другими словами, система требовала определенных изменений для ее стабилизации.