Новый этап реформирования органов местного самоуправления начался после событий сентября — октября 1993 г., когда указами Президента РФ была приостановлена деятельность представительных органов всех уровней. Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. №1760 были назначены выборы представителей органов местного самоуправления. В настоящее в функционирование системы местного самоуправления, в структуру которого входит и ЗАТО (военный городок), определяется ст. 12 Конституцией РФ, где указывается, что в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Структура органов власти местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Расширившиеся полномочия органов социального управления придали особую специфику развитию социальных процессов в ЗАТО (военный городок) и обусловили запуск процесса обновления и создания новых технологий управления социальной работой.
Специфика ЗАТО (военный городок) определяется многими факторами. К ним относится наличие представителей двух видов власти: гражданской (представленной органами местного самоуправления) и военной и, как следствие, различную ведомственную подчиненность организаций и учреждений. Социальная инфраструктура данных микросоциумов может быть проиллюстрирована на примере ЗАТО пос. Звездный Пермской области и пос. Кедровый Красноярского края за 1996 г. Качественные и количественные характеристики подобных инфраструктур показаны в таблице №1.
Таблица №1. Социальная инфраструктура ЗАТО (военный городок).
№ Пл. |
Наименование объекта инфраструктуры ЗАТО (военный городок) |
пос Кедровый Красноярского края |
пос. Звездный Пермской области |
1 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений |
2 |
2 |
2 |
Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (на 10 тыс. чел). |
2,1 |
2,1 |
3 |
Число больничных учреждений |
2 |
2 |
4 |
Обеспеченность населения больничными учреждениями, число учреждений (на 10 тыс. чел). |
2,1 |
2,1 |
5 |
Количество врачей |
46 |
73 |
6 |
Количество среднего медперсонала |
155 |
126 |
7 |
Обеспеченность населения средним медперсоналом (на 10 тыс. чел). |
132,6 |
132,6 |
8 |
Число школ |
1 |
2 |
9 |
Количество учащихся |
1694 |
1694 |
10 |
Процент учащихся, занимающихся во вторую смену |
48,8 |
48,8 |
11 |
Количество учителей |
11 |
11 |
12 |
Количество дошкольных учреждений |
3 |
5 |
13 |
Количество детей |
584 |
668 |
14 |
Число клубных учреждений |
1 |
1 |
15 |
Обеспеченность населения клубами |
2,1 |
2,1 |
16 |
Число мест в клубах |
600 |
540 |
17 |
Обеспеченность населения местами в клубах (на 1 тыс. чел). |
57,4 |
57,4 |
18 |
Число библиотек |
1 |
2 |
19 |
Обеспеченность населения библиотеками (на 10 тыс. чел) |
1 |
2,1 |
20 |
Книжный фонд массовых библиотек, тыс. экз. |
55,5 |
86,2 |
21 |
Число предприятий торговли |
5 |
5 |