Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов

Прочее » Экономическое районирование России » Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда. Основные принципы районирования сводятся к следующим трем.

a. Экономический принцип, рассматривающий как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку будут наименьшими.

b. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

c. Административный признак, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена: высшее звено – федеральные округа; среднее звено – края, области республики; низшее звено – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – регионы, расположенные в значительной части зоны Севера. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существует отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существует отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. [Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007]


Китай
КИТАЙ , Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км2. Население 1,26 млрд. человек (2000); китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо и др. (всего св. 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и ...

Река "Терек"
Терек — река на Северном Кавказе. Длина 623 км, площадь бассейна 43 200 км2. Берёт начало на склоне Главного, или Водораздельного, хребта, из ледника г. Зильгахох на высоте 2713 м над уровнем моря. Впадает в Каспийское море. Протекает по территориям Грузии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Став ...

Автомобильный транспорт
Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном мест ...