Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства). По грузообороту автомобильный транспорт на Урале занимает третье место после железнодорожного и трубопроводного. Значительна роль автомобильного транспорта в пассажирских перевозках. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60% пассажиров, а в некоторых регионах и в сельской местности - 100%. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский (Ныне часть его, от Екатеринбурга до Кушвы, заменилась железною дорогою.).
Сибирский тракт
сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем. В 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века. Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Колывань, Томск, Иркутск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска. Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, на развитие Сибири в целом. Московско-Сибирский тракт обозначен в истории России своей феноменальностью. Это единственная в мире столь протяженная трансконтинентальная сухопутная магистраль.Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Челябинский тракт
Тракт, начинается за юж. границей Нижнеисетского жил. района, продолжая направление ул. Белинского-Щербакова-Пархоменко-Димитрова. Исторически складывался в развитие Уктусской "першпективной" дороги, связывающей Екат. крепость-завод с Уктусским з-дом. Отодвигался c меняющейся юж. границей: на плане 1804 начинался от линии Сиб. просп., на плане 1888 - от 2-й Загородной, пересекал Цыганскую пл. При этом полотно тракта, не совпадающее по направлению с меридианально-широтной сетью ул. (в т.ч. и проектируемых), постоянно поглощалось застройкой. В 1920-е начинался от 2-й Загородной, но уже вошел в систему ул. и составлял продолжение ул. Байнауховской (Белинского) в направлении Мещанского Бора (участок леса между Екат. и Уктусом).
Протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием.
Всего км |
на 10 тыс.км2 | |
Республика Башкортостан |
24056 |
1675 |
Республика Удмуртия |
8233 |
1956 |
Курганская область |
7033 |
999 |
Оренбургская область |
13707 |
1105 |
Пермская область |
14656 |
913 |
Свердловская область |
16790 |
862 |
Челябинская область |
15861 |
1804 |
Уральский район |
100391 |
1218 |