История развития
В 1868 году появляется первый проект уральской железной дороги, выдвинутый пермским предпринимателем Любимовым И.И., которая должна была пройти от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск. В скором времени были проведены правительственные изыскания местности. Началось строительство трассы. Строительство велось «Обществом горнозаводской железной дороги». В 1870-е годы производилось отчуждение земель, снос строений, вырубка леса, устройство временных дорог, постройка телеграфа, сооружение мостов и др. 14 октября 1879 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург протяженностью 669 верст. В конце 1885 года была построена ветка Екатеринбург—Тюмень. В январе 1888 года эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 1896 году было завершено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую дорогу с Транссибирской магистралью, а вскоре — от Перми через Вятку (ныне Киров) до Котласа. К началу 1900 году дорога меняет название на Пермь-Тюменскую, а вскоре становится Пермской. Ее протяженность к этому моменту превысила 2100 верст. В 1906 году крупная железная дорога была связана с центром благодаря строительству на государственные деньги крупной линии от Вятки через Буй, Галич, Вологду, Череповец и Тихвин до станции Обухово Николаевской ж. д.По причине низкой пропускной способности, горнозаводский участок дороги стал помехой. Было решено проложить через Урал новую линию. И уже в 1909 году трасса Пермь — Кунгур — Екатеринбург была введена в эксплуатацию. В 1913 году построена трасса Тюмень — Омск. В 1916-ом были введены линии Чусовская — Лысьва — Кузино — Дружинино — Бердяуш и Северо-Восточная дорога от Шарташа до Тавды. Таким образом, к революции 1917 года в основном завершилось формирование сети железных дорог на Урале. Уже в годы гражданской войны было завершено строительство Казанбургской дороги (Казань — Сарапул — Красноуфимск — Дружинино — Екатеринбург). В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. В этом же году управление дороги переносится из Перми в Екатеринбург в связи с тем, что были взорваны мосты через Каму, Чусовую, Сылву и Пермский железнодорожный узел оказался отрезанным от всей сети дорог.
С 30-х годов дорога была не раз реорганизована. Но в конечном итоге в 1953 году Пермская и Свердловская железные дороги объединены в Свердловскую с управлением в Свердловске.
Станции
На Свердловской железной дороге 415 станций, включая недавно введенную в действие станцию Чашкино.
Основные узлы и узловые станции дороги: -Свердловский узел: Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург
-Пассажирский, Шарташ, Путёвка (станция), Аппаратная, Звезда, Гипсовая, Шувакиш -Пермский узел: Пермь-Сортировочная, Пермь II, Пермь I, Лёвшино -Тюменский узел: Войновка -Тагильский узел: Смычка, Нижний Тагил, Вагонзавод -Серовский узел: Серов, Серов-Сортировочный, Каква -Чусовская -Егоршино -Дружинино -Богданович -Кузино -Каменск-Уральский -Алапаевск На дороге работают шесть сортировочных станций: -Екатеринбург-Сортировочный (самая крупная сортировочная станция в России, и одна из крупнейших в Европе) -Пермь-Сортировочная -Войновка -Смычка -Серов-Сортировочный -Каменск-Уральский Хотя ранее было девять. Сортировочными также считались станции: -Богданович -Березники-Сортировочные -Сургут
Участковые станции Свердловской ж.д: -Кунгур -Шаля -Дружинино -Баженово -Кузино -Камышлов -Вагай -Тобольск -Чусовская -Кизел -Ивдель-I -Верхнекондинская -Алапаевск -Егоршино -Туринск-Уральский -Тавда -Демьянка -Куть-Ях -Ноябрьск-I -Пурпе -Сургут -Богданович Пассажирские станции Свердловской ж.д: -Екатеринбург-Пассажирский -Пермь II -Нижний Тагил -Тюмень Портовые станции (с реками): -Тобольск (Иртыш) -Приобье (Конда) -Нижневартовск-I (Обь) -Сургут (Обь) -Тюмень (Тура (река)) -Пермь II (Кама) -Тавда (Тавда) -Березники (Кама) -Соликамск (Кама) Внеклассные станции Свердловской ж.д.: -Екатеринбург-Сортировочный -Екатеринбург-Пассажирский -Каменск-Уральский
Перспективы развития
Планируется, что в 2008 - 2015 годах СвЖД должна снять все ограничения пропускной способности на стратегически важных ветках. Eщe одно важное направление – развитие грузообразующих проектов, самый сложный из которых - "Урал Промышленный - Урал Полярный". Его строительство вписывается в ресурсный сценарий развития страны. Северная магистраль позволит сократить транспортное плечо доставки и освоить рудные месторождения Ямала. Крупнейшие инвестиционные проекты Свердловской железной дороги на 2008-2015 гг. 2008-2015: главный ход Транссиба - снятие ограничений на пропуск тяжелых составов длиной 71 вагон и весом 9-12 тыс. тонн, реконструкция сортировочных станций Войновка, Свердловск, Пермь. 2008-2015: строительство более 242 км вторых путей на участке Тобольск-Сургут-Ульт-Ягун (стоимость более 5 млрд рублей). 2008 - 2015: усиление участка Егоршино - Нижний Тагил. 2008 - 2015: реконструкция участка Гороблагодатская - Чусовская. 2015: начало реализации проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный", строительство 848−километровой линии Обская-Полуночное (стоимость более 130 млрд рублей). 2015 - 2030: строительство линии Ханты-Мансийск - Салым длиной 200 км (стоимость около 24 млрд рублей).