Хозяйственная оценка ЭГП, природно-ресурсного, экономического, демографического и другого потенциала территории
Страница 1

Прочее » Экономико-географическая характеристика Малайзии » Хозяйственная оценка ЭГП, природно-ресурсного, экономического, демографического и другого потенциала территории

Основу экономики составляет промышленность (46 % ВВП) и сфера услуг (41 %). Сельское хозяйство дает 13 % ВВП. Особенно высокого развития достигли электронная и электротехническая промышленность (1 место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров), автопроизводство (в стране существует национальная марка Proton; Perodua - второй крупнейший малайзийский автопроизводитель), переработка нефти и газа (3 место в мире по производству сжиженного газа), текстильная промышленность. Около столицы ведется строительство крупнейшего в мире мультимедийного коридора - силиконовой долины. Среди имеющих мировое значение - производство пальмового масла (первое место в мире), натурального каучука (третье место в мире), оловянного концентрата и лесоматериалов.

Доказанные запасы нефти Малайзии - 4,3 млрд баррелей. Малайзийская нефть низкосерниста, считается одной из лучших по качеству. Добывается на шельфовых месторождениях вблизи Малаккского полуострова. Ежедневно в стране добывается 730 тыс. баррелей нефти, из которых почти половина экспортируется. Мощности нефтепереработки приближаются к 500 тыс. баррелей в сутки. Запасы природного газа Малайзии оценены в 2,2 млрд кубических метров (77,7 трлн кубических футов), добыча достигает 1,36 трлн кубических футов в год.

Государственная нефтяная компания Малайзии ПЕТРОНАС. Её стратегические партнеры - ExxonMobil и Shell, с участием которых созданы основные нефтедобывающие компании Малайзии - Эссо Продакшн Малайсия, Сабах Шелл Петролеум, Саравак Шелл Берхад, а также Саравак Шелл/ПЕТРОНАС Чаригали. Другими зарубежными компаниями, активно работающими в Малайзии, являются — Амоко, Коноко, Энрон, Интернэшнл Петролеум Корпорейшн, Мицубиси, Мобил, Мёрфи Ойл, Ниппон Ойл, Оксидентал, Статойл, Тексако, Тритон, Петровьетнам.

Нефтеперерабатывающие заводы - Порт Диксон-Шелл (мощность - свыше 100 тыс. баррелей нефти в сутки), Малакка-1 (100 тыс.) и Малакка-2 (100 тыс.), Керт-Петронас (40 тыс.), Порт Диксон-Эссо (свыше 80 тыс.), Лутонг-Шелл (45 тыс.). Основные терминалы - Бинтулу, Кучинг, Малакка, Пинанг, Порт-Диксон, Порт-Кланг и др. Одной из основных проблем нефтяной отрасли является истощение запасов. За последние годы в Малайзии не открыто ни одного действительно значительного по запасам месторождения. С целью активизации геологоразведочных работ правительство в 1998 году приняло решение о снижении налогообложения в отрасли. Одновременно руководство ПЕТРОНАС приступило к разработке новой стратегии, подразумевающей активное участие компании в зарубежных проектах. Так, сегодня малайзийская компания уже работает в Туркмении, Иране, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Алжире, Ливии, Тунисе и ряде других стран. В апреле 1997 г. малайзийская инвестиционная холдинговая компания «Петра Хира» подписала соглашение с правительством Татарстана о приобретении контрольного пакета акций нефтехимического предприятия «Нижнекамскнефтехим«.

Внешнеторговый оборот Малайзии в 1998 г. составил 133,6 млрд ам. долл. (в 1997 г.- 167 млрд.), в том числе экспорт 74,3 млрд долл. (в ценах ФОБ), а импорт - 59,3 млрд долл. По объёму экспорта страна занимает 19-е место в мире, импорта - 17-е место. Основные предметы экспорта: электроника (около 50 %), нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина и изделия из неё, каучук, текстиль. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 81 % всего экспорта, с.-х. - 9,5 %, добывающей промышленности - 6,3 %. Потребители экспорта: США (21 %), Сингапур (20 %), Япония (12 %), Гонконг (5 %), Великобритания и Таиланд (по 4 %), ФРГ (3 %). Страна входит в шестерку крупнейших экспортеров промышленной продукции Азии. Основные предметы импорта: машины и оборудование, химикалии, продукты питания. 27 % импорта поступает из Японии, 16 % - из США, 12 % - из Сингапура, 5 % - из Тайваня, по 4 % из ФРГ и Южной Кореи.

Доход на душу населения - 4 690 долл. Внешний долг - 39,8 млрд долл США. На обслуживание внешнего долга расходуется всего 1 % стоимости экспорта страны, а объём краткосрочной задолженности составляет немногим более 30 % резервов Государственного банка. Объём прямых иностранных инвестиций - 3 млрд ам. долл. Крупнейшие инвесторы - США, Япония.

Развивается банковская система на принципах исламской экономики. За период с 1993 по 1999 гг. активы исламских банков увеличились с 2,4 млрд до 34 млрд ринггитов. Ведущие позиции занимает Банк Муамалат Малайсия Берхад. Поскольку по законам шариата деньги не являются товаром и, следовательно, требовать уплату за их предоставление в долг (рибу) считается нарушением норм исламской морали, исламская кредитная система зиждется на принципе раздела прибыли от инвестиций между кредитором и заемщиком. Существуют два вида кредитных операций: мудараба (финансовая компания привлекает ресурсы на депозитные счета и вкладывает их в различные проекты в обмен на строго оговоренную долю прибыли; если дело принесло убытки, то потери несет только заемщик) и мушарака (инвесторы осуществляют капиталовложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника).

Страницы: 1 2


Колумбия как государство
Сейчас Колумбия является Республикой, глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - двухпалатный конгресс, провазглашенна независимым государством 20 июля 1810 года., является членом ООН и Организации американских государств. Распологаеться она на северо-западе Южной Америк ...

Миланский собор
Миланский собор посвящен рож­деству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански — el Domm. Пер­вый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где те­перь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки архео­логи обнаружи ...

Транспорт - пульс Москвы
Без транспорта не было бы нынешней Москвы: её удачное географическое положение привело к ней все дороги, бывшая деревушка оказалась на пересечении всех торговых путей. Действительно, Москва не была бы столицей без дорог, которые все ведут в Москву, а значит и без транспорта. Москва - как живой орга ...