11. Невысока доходность государственного имущества и земли, в связи с чем, требуются кардинальные изменения в области управления государственной собственностью Республики Татарстан.
12. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что вызвано не только недостатком финансовых средств, но и неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей структурой управления. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийном режиме.
13. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем в промышленности, как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции и др. Например, физический износ основных фондов энергосистемы республики (около 70%) является сдерживающим фактором развития энергетического комплекса, имеющего первостепенное значение для экономического развития республики.
14. Дополнительным сдерживающим фактором развития фармацевтической и легкой промышленности является проблема освоения собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ряда наименований республиканских аналогичных товаров, в том числе готовых лекарственных средств, ввозимых в республику.
15. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития потребительской кооперации. Обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.
16. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в республике связано с решением следующих проблем:
1. Неразвитость механизмов государственного протекционизма стратегически важных для республики инвестиционных проектов;
2. Низкая привлекательность для инвестирования несырьевых секторов экономики, отсутствие стимулов для добывающих отраслей при вложении капитала в другие секторы экономики;
3. Низкая инвестиционная привлекательность предприятий:
4. Отсутствие обязательных международных стандартов отчетности из-за отсутствия бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов;
5. Отсутствие программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий.
Решение вопросов занятости должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения развития экономики, в особенности частного сектора. Своевременное формирование новых рабочих мест позволит не допустить осложнений в области занятости. [9; с.11]
Баланс трудовых ресурсов до 2010 года представлен в таблице 2.
Таблица 2. Баланс трудовых ресурсов Республики Татарстан до 2010 года (тыс. человек)
Показатели |
отчет |
оценка |
прогноз | ||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
3755,0 |
3751,0 |
3747,0 |
3743,0 | |
Численность трудовых ресурсов |
2393,0 |
2389,0 |
2378,0 |
2363,0 | |
Занятые в экономике |
1765,0 |
1763,0 |
1759,0 |
1753,0 | |
из них: | |||||
численность работников предприятий и организаций |
1269,0 |
1266,0 |
1261,0 |
1258,0 | |
Незанятые в экономике |
628,0 |
626,0 |
619,0 |
610,0 | |
в том числе: | |||||
учащиеся с отрывом от производства |
261,0 |
264,0 |
262,0 |
260,0 | |
лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой |
232,0 |
230,0 |
227,0 |
225,0 | |
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ |
135,0 |
132,0 |
130,0 |
125,0 | |