Императорский фарфоровый завод
Страница 3

Начиная с эпохи АлександраI и до конца 60-хгодовХIХвека, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

В александровскую и николаевскую(1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров— ЛеонардодаВинчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах— один для двора, другой— для музея, было принято лишь при императоре АлександреIII)

В отличие от своих предшественников, АлександрII(1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при ПавлеI, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Спас завод АлександрIII(1881–1894): «ГосударюИмператору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса МарияФедоровна.

В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей АлександройФедоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу НиколаяII завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени АлександраIII и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание ЕкатериныII и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур— их этнографическая достоверность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Почва
Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 1892,8; земли под поверхностными водами - 53,6; болота - 14,5; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 2079,9; другие угодья - 165,3. Земли лесного фонда Общая площадь земель лесного фонда ...

Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
Экономический район – это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характе ...

Территориальные природно-технические системы, типология, подходы к изучению
К настоящему времени вопросы управления природно-техническими системами довольно слабо проработаны. Однако существуют позитивные примеры постановки и решения данных проблем. Они связаны с проектированием и управлением противоэрозионными системами в работах Г.И. Швебса. Он отмечает естественное стре ...