Мы видим, что к началу 1990 года возникла необходимость замены значительной части морально и физически устаревшего оборудования.
Таким образом в стекольной промышленности за 10 лет 1990-2000 год произошли глубокие качественные изменения. И, как следствие, структурные. Практически было остановлено около 50% заводов производящих листовое стекло, серьезный удар был нанесен по отраслевому машиностроению, сырьевой базе и другим смежным производствам.
Однако к 2000 году стекольная промышленность России стала увеличивать собственное производство, впервые был отмечен подъем собственного производства. Рост выше среднего произошел в объемах стеклотарного и плоского архитектурного стекла.
В 2001 году прирост по отрасли по сравнению с 2000 годом составил 114%. В цифровом выражении было произведено всего по отрасли 101 млн. 980 тыс. м. кв. плоского стекла и свыше 5,3 млрд. шт. стеклянной тары. В 2002 году объемы собственного производства выросли от достигнутого на 105,3%, в том числе 114,9% стеклянной тары и около 98% плоского стекла. В натуральном выражении это составляет 6 млрд. 200 млн. шт. стеклянной тары и около 98 % млн. м.кв. плоского стекла. Структуру производства стекла определяет потребитель. Глобальное производство стекла зависит от спроса на рынке.
Стекольный рынок в России формируется под влиянием следующих факторов:
· рост пищевых продуктов с использованием стекольной тары;
· увеличение объемов жилищного и гражданского строительства;
· увеличение объемов потребления стекла в мебельной промышленности и рост количества транспортной техники.
В настоящее время 75% составляет производство контейнерного и плоского стекла, приблизительно 20% стекла потребляют мебельная промышленность и транспорт.
Важнейшим направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития в странах - крупнейших участниках мирового рынка стекла. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности стекольной промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а так же внешней торговли.
Вторым важным направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли должна стать программа из специальных мер, направленных на стимулирование собственного производителя восстановлением льгот по прибыли на капитальное строительство, ускорение возврата НДС по экспорту, расширению внутреннего спроса на импортозаменяющую продукцию, налоговое поощрение инновационной деятельности в производстве и в процессе реструктуризации предприятий.
Вопрос о мерах по развитию стекольной промышленности является чрезвычайно актуальным в связи с увеличением темпов роста производства в отрасли, которая является одной из базовых отраслей экономики и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей России. В 2002 году в общем объеме промышленной продукции России доля стеклоизделий из стекла составила около 7%, в численности и трудящихся в промышленности - 8,9%. Предприятия отрасли обеспечили 5,4 % начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет.
Учитывая ограничения на внешних рынках, перспективы развития российской стекольной промышленности в период до 2010 года связаны, в первую очередь, с расширением спроса на ее продукцию на внутреннем рынке. Одновременно темпы роста внутреннего потребления изделий из стекла растут. Однако существует опасность демпинговых поставок на российский рынок импортной стеклопродукции.
В этих условиях целесообразно добиваться от правительства реализовать комплекс мер по защите национальных производителей на внутреннем рынке стекла, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования. В первую очередь, необходимо расширить практику применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта стеклопродукции, машин и оборудования, причем большое значение имеет оперативность применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной коньюнктуры.