Другой вид фаянса изготавливался в Египте из порошкообразного кварца. При изучении образцов под микроскопом было установлено, что зерна кварца остроугольны, получены путем искусственного измельчения. Изделия очень прочны. Цементирующим веществом выступала сода либо поваренная соль. Крепкие водные растворы солей придавали отформованному изделию достаточную для глазурования и обжига прочность, а во время обжига, соединяясь с кремнеземом, образовывали стекловидную фазу, достаточную для того, чтобы спаять между собой остроугольные зерна кварца.
Третий вид египетского фаянса - механически обработанные и покрытые глазурью куски натурального кварца и горного хрусталя. Встречаются голубые бусины, выполненные таким способом.
Конечно, глазурь египетского фаянса являлась стеклом лишь частично и использовалась не как самостоятельный, а как вспомогательный материал, но принципиально процесс стекловарения можно было считать открытым с момента, когда люди узнали, что если смешать песок, золу и медную окалину и подвергнуть их действию огня, то получится новое вещество голубого цвета, блестящее и твердое. То есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.
Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, склоняет исследователей к тому, что немногим менее древними образцом стеклоделия следует считать памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датиремую периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов стеклоделия. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия . отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».
Что касается Месопотамии, то, согласно одной из версий, рождению стекла способствовало увлечение жителей Месопотамии разноцветными и драгоценными камнями. Нехватка привозных драгоценных камней привела к изготовлению искусственных, а также украшению дешевых местных камней. В Египте непригодные кусочки и осколки ляпис-лазури разбивали, растирали в пудру, прессовали и придавали форму бус. В Месопотамии кусочки кварца окрашивались минеральными голубыми и зелеными красителями, которые при нагревании превращались в стеклообразную красочную глазурь с ярким и постоянным блеском. При этой технике использовали кремниевые соединения, например, кварцевые камешки, и стеатит. Мягкость стеатита позволяет использовать его для резьбы. Он обладает ровной структурой и твердеет при нагревании. Еще одним камнем, который нагревали при обработке, был сердолик. Его обесцвечивали с помощью щелочных веществ, а также окрашивали минеральными красителями. Подобные техники с ранних времен практиковались от Индии до Египта.
Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавились.
Фриттование использовалось ещё долго после средневековья, поэтому на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи — одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт. Необходимая температура проплавления составляет 1450 °C, а рабочая температура — 1100—1200°С. Средневековая плавильная печь («гуть» — по-чешски) представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Выложенная только из камней и глинозёма, долго она не выдерживала, но надолго не хватало и запаса дров. Поэтому, когда лес вокруг гуты вырубали, её переводили на новое место, где леса было ещё в достатке.