Италия сыграла важную роль в формировании истории и культуры стран Западной Европы. Две тысячи лет назад эта страна была центром Римской империи. В её подчинении находилась большая часть Западной Европы и Средиземноморского побережья. Язык римлян, латынь, лег в основу нескольких современных европейских языков – не только итальянского, но и французского, испанского, португальского и румынского. Римская архитектура, законы, литература и инженерное искусство оставили огромный след в мировой культуре.
В
XV веке Италия стала центром движения, которое получила название Ренессанс. Это было время, когда учёные экспериментировали и разрабатывали новые идеи. Итальянские художники, скульпторы, архитекторы, и писатели были самыми почитаемыми людьми в Европе. Итальянские здания, возведенные в то время, украшены знаменитыми на весь мир росписями и скульптурами.
В Италии великое множество объектов, достойных внимания.
Италия знаменита своими художественными сокровищами и бесподобными пейзажами. Двумя ее величайшими поклонниками были жившие здесь английские поэты – романтики
XIX века Перси Баши Шелли и Джордж Гордон Байрон. Шелли который утонул в бурю на маленьком суденышке вблизи от берегов Специи, называл Италию «раем изгнанников», а Байрон 28 апреля 1814 г писал Аннабелле Милбанк «Италия – это мой магнит». Н.В. Гоголь в одном из писем говорил «Вся Европа – для того, чтобы смотреть, а Италия – для того, чтобы жить. Вот моё мнение:кто был в Италии, тот скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю».
Интересно, что итальянцы во все времена, начиная от средневековых поэтов Боккаччо и Данте, говорили о своей стране очень по разному. Столетиями Италию изображали в виде падшей женщины или даже борделя. Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подповшей под власть других европейских держав.
Подобно многим другим городам древности, античный Рим ушел в землю. Дома и церкви строили прямо с верху, и только кое где можно было увидеть фрагменты почти целиком ушедших в землю развалин. Через тысячу с лишнем лет после падения Заподной Римской империи остатки города стали появляться на свет, извлекаемые из глубины двадцати и более метров. Со времен поздней античности новое строительство в Риме велось поверх старых зданий: термы Траяна возведены на руинах дворца Нерона – Золотого дома; термы Диоклетиана – на двух храмах и нескольких общественных и частных зданиях. Римляне не всегда разрушали фундаменты памятнеков, на которых строили, или разбирали те, что разваливались. Запрет языческих культов, закрытие языческих храмов в конце
IV в, обнищание населения и набеги варваров усугубили упадок великого Рима. Жители больше не строили нового и не поддерживали старые здания в должном состоянии; статуи и предметы культа, не разграбленные варварами, растаскивались самими жителями. Форум, Палатенский дворец, Колизей превращались в общественные помойки, зарастали травой и покрывались пылью времен. В конце
V в Теодорих, правитель Остгодского королевства в Италии, восстановил театр Помпея, поощрял строительство новых зданий и реставрацию терм, цирков, канализации и акведуков. Многое можно увидеть и в наше время.
20 апреля 1863 г, научные круги взволновало известие о чрезвычайно важной находке в Прима Порта. Некто Джузеппе Гальярди обнаружил глубоко в руинах статую императора Августа, прекрасно сохранившуюся. Римский Папа немедленно потребовал продать ему этот шедевр в музей Кьярамонти, где он и доси находится. Методы исследования античности развивались в
XIX в, постепенно бобеждал филологический подход: критический метод применявшийся к текстам , распространялся на изучение произведений искусства и памятники, которые старались дотировать, идентифицировать, опредилять их место положение. 1850 году были закончены раскопки на Форуме, его планировка была хорошо изучена. 1845 году было определено место расположения Камиции – место народных собраний в Древнем Риме. Начиная с этого времени были предприняты и другие раскопки. На Палатине археологи нашли так называемый, Дом Ливии, остатки храма Аполлона, считавшегося в ту эпоху храмом Юпитера Победителя, а так же многочисленные остатки императорских дворцов. Археологические раскопки разыскивают до сих пор бесценные памятники нашего прошлого.
Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие В 1296 г во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с по-этажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.