Однако, на этом фоне наблюдался спад производства в металлургическом машиностроении в среднем на 22%. Эта отрасль остается одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса.
В отраслях по производству транспортных средств и оборудования рост выпуска грузовых автомобилей составил 154,8%, машин для городского коммунального хозяйства 145%, автобусов 117%, вагонов пассажирских и грузовых 103,4%, легковых автомобилей 125%. Но беспрецедентно большое количество ввезенных подержанных иномарок (за первый квартал около 90 тыс. шт., против 63 тыс. шт. в первом квартале 2006 года) плюс 80 тыс. шт. новых (против 46 тыс. шт. за тот же период 2006 года), затруднили сбыт произведенной продукции, произошло затоваривание рынка легковых автомобилей, что привело к снижению объемов продаж легковых автомобилей до 200 тыс.шт. за первый квартал (в 2006 году 232 тыс.шт.). Минпромэнерго РФ пытается ввести ряд превентивных мер по контролю ввоза и сбыта автомобилей иностранного производства.
Основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Но невозможно долго создавать атмосферу «искусственного поддержания» российского производителя не искореняя первопричину складывающейся ситуации. Необходимо заняться оздоровлением экономики с упором на важнейшие и наукоемкие отрасли машиностроения, при одновременном постепенном отказе от преимущественного развития отраслей добывающей промышленности. Для этого необходимы новые концептуальные подходы к формированию и управлению крупными научно-техническими проектами и целевыми комплексными программами, обеспечивающими максимальную гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям на мировом рынке и перспективам развития техники. Разработка программно-ориентированных комплексов с учетом конструктивно-технологических особенностей проектов, их экономической обоснованности и эффективности, особенно актуальна для таких наукоемких отраслей, как атомная, авиационно-космическая, радиоэлектронная, энергетическая и судостроительная промышленность.
Следует обеспечить развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов, чтобы проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств. Эта стратегия должна непременно сочетаться с развитием фундаментальных научных исследований, как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.
Необходимо создание современной инфраструктуры машиностроительного производства, с целью существенного повышения его технологического уровня на всех этапах, включая высокий уровень специализации групп предприятий, их обеспечение широкой номенклатурой высококачественных комплектующих и полуфабрикатов и комплексную автоматизацию с использованием интеллектуальных производственных систем нового поколения, с соответствующим программно-методическим обеспечением и рынком информационных услуг. Осуществление такой структурной перестройки возможно, в частности, за счет экономии средств при внедрении ресурсосберегающей политики во всех отраслях экономики.