Проблемы городов
Страница 1

В целом развитие городского расселения в стране можно считать недостаточным для такого огромного по масштабам государства, как Россия. Достаточно густая сеть городских поселений сформировалась лишь примерно на 1/3 территории страны – в Главной полосе расселения. Развитию городского расселения на остальной площади страны препятствуют суровые природные условия и недостаточный демографический потенциал. В последнее десятилетие эта проблема обострилась, так как сотни небольших городских поселений исчезли, а образование новых городских населенных пунктов практически прекратилось. (2, 121).

С 1991 г. Впервые за много десятилетий в России началось сокращение численности городского населения. В 1991 г. Оно уменьшилось на 126 тыс чел., в 1992 г. – на 752, в 1993 г. – на 549, в 1994 г. – на 125, в 1995 г. – на 200 тыс чел. Таким образом, за 1991 – 1995 гг. сокращение составило 1662 тыс чел. В итоге доля городского населения снизилась с 73,9 до 73,0 %. (3, 62).

Наибольшее абсолютное сокращение городского населения произошло в центральном (387 тыс чел.), Дальновосточном (368 тыс чел.) и Западно-Сибирским (359 тыс чел.) районах. По темпам интенсивности сокращения лидируют Дальновосточный (6,0 %), Северный (5,0 %), Западно-Сибирский (3,2 %) районы.

В азиатской части страны абсолютные потери городского населения в целом больше, чем в европейской (836 тыс чел., или 3,5 %, по сравнению с 626 тыс чел., или 0,7 %).

Тенденция роста доли городского населения сохранилась вплоть до 1995 г. лишь в Поволжском, Центрально-Черноземном, Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах, причем в двух последних районах прирост городского населения за 1991 – 1994 гг. были минимальными.

Основными причинами сокращения городского населения стали:

- изменившиеся соотношение миграционных потоков прибывающих в городские поселения и выбывающих из них;

- сокращение в последние годы числа поселков городского типа. В 1991 г. их число составило 2204, а к началу 1995 г. – 2070;

- отрицательный естественный прирост населения.

Начиная с 1990 г. в России началось сокращение населения в крупных и крупнейших городах. По интенсивности убыли за последние годы выделяются Санкт-Петербург (3,3 % за 1991 – 1994 гг.), Самара (2,8 %), Москва (2,6 %), около 2 % составила убыль населения Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Владивостока и Томска, примерно 1,5 % - Кемерово, Новокузнецка и Тулы. Характерной чертой демографического развития России последних лет стало снижение численности населения городов-миллионеров (на 1557 тыс чел.). Отметим, что численность постоянных жителей Волгограда опустилась ниже отметки 1 млн чел., но наличное население превышает 1 млн, поэтому Волгограда включен в число 13 городов-миллионеров. Население Томска стало меньше 500 тыс чел. (3, 63).

Заметно сократилась численность населения ряда шахтерских городов и поселков городского типа Урала и Кузбасса (Киселевск, Прокопьевск, Копейск, Анжеро-Судженск) и др.

Крупные города России, будучи важными промышленными, научными и культурными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п. Примерно 35 городов России имеют совершенно недопустимые показатели загрязнения воздушной среды. Острая экологическая ситуация сложилась в Новокузнецке, нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Никеле и др. В этой связи необходимы срочные меры для ограничения роста крупных и развития малых и средних городов России. (3, 64).

На основе ресурсосберегающего подхода к развитию экономики обоснована эффективность использования инструментов государственного регулирования в модели адаптивного управления устойчивым развитием эколого-экономических систем. Не маловажную роль здесь играет и социально-демографическая подсистема, которая включает в себя подсистемы изменения количества и качества жизни сельского населения. Темп миграции населения сельских регионов в города, темп гражданского строительства приводит к росту качества жизни, а через него – к росту населения региона и, соответственно, к изменению плотности населения. (5, 83).

Каждый из типов заселений имеет свои проблемы, обострившиеся в период становления рыночной экономики. В городских агломерациях, больших городах с высокой концентрацией промышленного производства и населения негативные процессы связаны с ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием затрат времени на передвижение к месту работы ли учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транспорта, ухудшением социальной сферы обслуживания, жилищных условий и состояния здоровья населения. Для средних и малых городов проблемой является занятость населения, в зависимости от профиля их развития. В городах и поселках городского типа, ориентирующихся на развитие отдельных отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности (европейский центр, южные регионы страны), возрастает степень сложности трудоустройства мужской части населения. В городских поселениях с преоблдан6ием добывающих и перерабатывающих отраслей хозяйства (европейский Север, Сибирь и Дальний восток) остро стоит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отношений требует значительных изменений в социальной направленности трансформации общества и более комплексного развития хозяйства городских поселений различного типа. (4, 82).

Страницы: 1 2


Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики
Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию эко ...

Экспортная ориентация экономики Швеции
Главной чертой экономической политики руководства является активное проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с регионами других стран Ев ...

Транспорт и связь
На территории муниципального образования город-курорт Геленджик пассажирские перевозки городского и пригородного сообщения осуществляют МУП «Пассажирского автотранспортного обслуживания» и ООО «Южные Транспортные Линии». В 2007 году предприятиями приобретено 32 автобуса большой вместимости марок «Х ...