Проявлением негативных последствий сегодня является показатель ожидаемой продолжительности жизни. Для дальневосточников, рожденных в 1989-1990 гг., ожидаемая продолжительность жизни была 67,6 лет, в том числе для мужчин — 62,7 года и для женщин — 72,8 года (в России, соответственно 69,4; 64,0 и 74,4). Однако рожденные на Дальнем Востоке в 2003 г. имеют шанс дожить только до 64,4 лет, в том числе мужчины — до 58,9, женщины — до 70,6 года (в России, соответственно, 65,3; 59,0 и 72,3 года) (см. табл. 3).
Таблица 4 – Ожидаемая продолжительность жизни в 2004 и 2005гг.
Мужчины и женщины |
Мужчины |
Женщины | |
Российская Федерация | |||
2004 |
65,27 |
58,89 |
72,30 |
2005 |
65,30 |
58,87 |
72,39 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
2004 |
62,36 |
56,32 |
69,52 |
2005 |
62,24 |
56,16 |
69,44 |
Посмотрев на таблицы 3 и 4 можно сделать вывод, что ожидаемая продолжительность жизни населения на Дальнем Востоке не достигает среднероссийского показателя, и это связано с экстремальными особенностями социально-экономического, демографического и климатогеографического положения Дальнего Востока в сравнении с другими регионами Российской Федерации. Следовательно, риск заболеваемости и смертности здесь выше, а потому внимание должно быть уделено и совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения, повышению степени их доступности: достижению максимально возможного объема бесплатной медицинской помощи и бесплатного лекарственного обеспечения /14, с. 111/.1.3 Регулирование демографических процессов на Дальнем Востоке В целях стабилизации численности населения в ближайшей перспективе и его роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, преодоления негативных тенденций в демографическом развитии Дальнего Востока необходимо ввести дополнительные государственные компенсирующие меры, направленные на стимулирование рождаемости, сокращения смертности по "региональным причинам" и увеличения продолжительности жизни населения /10, с. 181/.У нас разработана программа стимуляции рождаемости, предусматривающая выплату материнского капитала – премии за рождение третьего ребенка, источником которого является бюджет. Однако материнский капитал далеко не покрывает расходы на одного ребенка, кроме того, его выплаты сопряжены со сложными антиинфляционными мероприятиями. Ждать прорыва от этой инициативы не приходится. Надо отметить, что государственную стимуляцию рождаемости предпринимали многие западные страны, но безуспешно. И к тому же дорого. Поскольку проблема рождаемости лежит в области экономики, эта проблема вполне в компетенции государства. Для этого увеличения рождаемости сделать детей экономически выгодными для родителей. Деньги, вложенные в рождение и воспитание детей, должны возвращаться родителям с прибылью. Для этого достаточно реформировать пенсионную систему. Если раньше, в аграрный период, дети были живой пенсией, опорой в старости, то сейчас пенсия формируется из трудовых накоплений самого пенсионера. Связь между родителями и выросшими детьми при такой системе разорвана, и дети помогают родителям только эпизодически. Для того, чтобы восстановить экономическую связь между ними, достаточно перечислять пенсионные отчисления детей непосредственно их родителям, минуя пенсионный фонд. Для этого надо принять соответствующий закон. Родители, имеющие 10 детей, будут получать пенсию, в 10 раз превышающую пенсию тех, кто имеет только одного ребенка. Таким образом, дети превращаются в источник доходов, и немалых, если в их образование были вложены серьезные средства, ведь их зарплата (или доход) ничем не ограничены.С другой стороны, привлекательность рождения детей будет расти с увеличением процента пенсионных отчислений. В советское время и до пенсионной реформы отчислялось 29% фонда заработной платы, сейчас (видимо, в связи с недостатком денег в пенсионном фонде) этот процент уменьшили до 20%. В некоторых странах пенсионные отчисления составляют 35%.Более того, не обязательно ждать пенсионного возраста. Такие перечисления можно делать сразу, как только дети начинают самостоятельную жизнь. Одновременно решается и пенсионная проблема. Государству не надо делать вид, что денег на пенсионеров не хватает. Старость стариков будут обеспечивать их дети, и деньги, которые они будут получать, не будут инфляционными, потому что это те же самые деньги, которые выплачиваются в виде пенсий сейчас. Просто произойдет их перераспределение в интересах увеличения населения России.