Сейчас ЛПК России обеспечивает 1,2% величины годового валового внутреннего продукта (ВВП) страны, 4% величины её годового объёма выпуска промышленной продукции, переработка древесины 4% величины годовой валютной выручки от экспорта.
В 2005 г. показатель ускорения роста объёма производства в ЛПК России составил 4,2%/год, что в 1,05 раза больше 4,0%/год – величины того же показателя российской промышленности в целом в том же году.
Современные (за последние 9 лет) величины показателя ускорения роста объёма лесопромышленного производства для России недостаточны. В последние годы доля России в мировом годовом объёме производства лесоматериалов неуклонно растёт. Россия занимает прочные позиции в производстве круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Россия входит в число мировых лидеров в области производства этой продукции: она обеспечивает переработку древесины – 33% величины мирового годового объёма экспорта круглых лесоматериалов и почти 10% величины того же показателя в отношении пиломатериалов.
Россия значительно отстаёт от стран с развитым ЛПК по масштабу глубокой переработки древесины: мировая целлюлозно-бумажная промышленность обеспечивает переработка древесины 60% величины мировой годовой валютной выручки от 'экспорта лесоматериалов, а российская только 28% величины российской выручки того же наименования.
Занимая первое место в мире по объёму природного запаса древесины, по годовому объёму производства бумаги и картона мы занимаем только
11-е, уступая странам с ограниченным объёмом запаса древесины.
Российское производство круглых лесоматериалов обеспечивает 35,4% величины годового объёма экспорта лесопродукции из России (в 2004 г. последняя величина составила 7,2 млрд. долл. США (USD), а в 2005 г. – 8,5 млрд. USD.
За прошедшие 3,5 года улучшение ситуации в ЛПК России обусловлено принятием следующих мер:
· сведены на нет (т.е. уменьшены) величины ставки импортных пошлин на переработку древесины 600 наименований высокотехнологичного оборудования основных видов, не производимого в России;
· отменены вывозные таможенные пошлины на переработку древесины – более, чем 300 видов лесопромышленной продукции;
· в целях защиты внутреннего рынка скорректированы величины ставок ввозных таможенных пошлин на мебель;
· оказывается финансовая поддержка российским экспортёрам лесопродукции путём частичного покрытия их расходов на получение кредитов для осуществления её экспорта.
Динамичному развитию ЛПК России способствовало оживление системы инвестирования. Только за 2005 г. в отрасль было инвестировано почти 40 млрд. руб., что в 1,25 раза больше 32 млрд. руб. уровня того же показателя за 2004 г.[5] Выросла величина показателя ускорения роста объёма иностранных инвестиций в ЛПК России: в последние три года она была самой большой по сравнению со всеми другими секторами и отраслями российской промышленности.
Благодаря отечественным и зарубежным инвестициям введён в строй ряд новых мощностей по производству лесопродукпии: древесных плит (преимущественно ламинированных древесностружечных (ДСП) и ДВП средней плотности, используемых в производстве мебели. Это позволило уменьшить объём импорта в Россию соответствующих материалов.
В целом можно констатировать, что принятие предложенного министерством комплекса мер государственного регулирования деятельности ЛПК обеспечило нужную величину показателя ускорения роста объёма лесопромышленного производства, привлечение инвестиций в модернизацию и новое строительство, расширение ассортимента выпускаемой лесопродукции. Есть все основания считать, что ход развития ЛПК России стал устойчиво положительным.
[1] Данные Федеральной службы государственной статистики приведены на 1 января соответствующего года
[2] Данные Госкомстата РФ
[3] Данные Госкомстата РФ
[4] Данные Минэкономики РФ
[5] Данные Федеральной службы лесного хозяйства России