Хотя стратегия политики Правительства Удмуртской Республики заключается в следовании за федеральными властями, необходимо трезво оценить перспективы каждой из возможных стратегий.
Факторы, способствующие “латиноамериканской” модели:
наличие экспортопригодных природных ресурсов (нефть и лес),
удаленное географическое положение,
хозяйственные традиции плановой экономики и “оборонки”,
политическая неустойчивость.
Факторы, благоприятствующие выбору “корейской” модели:
фаза технологического развития – завершенная индустриализация,
демографическая ситуация и поселенческая структура – депопуляция урбанизированного общества,
высокий образовательный уровень населения и остатки развитой социальной инфраструктуры.
Среднесрочная стратегия
На среднесрочную перспективу исследователи развития регионов выделяют следующие стратегии:
Среднесрочная стратегия Меры по осуществлению стратегии
А. Поддержка высокотехнологических производств. Государственное финансирование в случае “латиноамериканской” стратегии или ориентация на экспорт – в случае “корейской”.
Б. Поддержка сырьевых производств, ориентированных на внутренний и внешний рынки. Государственное финансирование геолого-разведочных работ и создания инфраструктуры, позволяющей ускорить освоение новых участков месторождений. Создание законодательных условий для функционирования сырьевых производств и осуществления в них частных инвестиций.
В. Производство потребительских товаров для внутреннего или внешнего рынка. Протекционистские меры. Пониженный – по сравнению с паритетом покупательной способности – курса рубля – для экспортопригодной продукции, переноса лицензионных и сборочных производств из более промышленно развитых стран. Меры по повышению покупательной способности населения – для продукции внутреннего потребления. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
Г. Производство продукции производственного назначения на основе технологий 3 – 4 укладов для внутреннего или внешнего рынков.
Протекционистские меры. Пониженный – по сравнению с паритетом покупательной способности – курса рубля – для экспортопригодной продукции, переноса лицензионных и сборочных производств из более промышленно развитых стран. Поддержка производств, встроенных в технологические цепочки с хорошими перспективами сбыта конечной продукции: в первую очередь для “сырьевого цикла”.
Д. Импортозамещающие производства всех укладов. “Латиноамериканская” модель, не способствует формированию эффективной структуры производства и приводит к технологическому отставанию. Поддержка возможна только при существенно меньших затратах на производство, чем при импорте, и только в форме определенного рода гарантий частным инвесторам, но не прямых государственных инвестиций.
Из возможных стратегий Правительство УР реально осуществляет только стратегию типа Б в отношении нефтяной отрасли. Исследователи Экспертного института для депрессивных регионов к которым относится Удмуртия рекомендуют совершенно противоположное: стратегии типа А, В, Г, Д.
При этом, для осуществления стратегии типа А как в “латиноамериканском” так и в “корейском” вариантах у Удмуртии есть все необходимые ресурсы: крупные предприятия военно-промышленного комплекса, космической и атомной отраслей, дешевые высококвалифицированные кадры приборостроения и информационных технологий. По нашему мнению именно корейский вариант стратегии поддержки высокотехнологических производств (тип А) может стать наиболее оптимальной стратегией для Удмуртии, позволяющей региону сделать скачек в постиндустриальное общество. К сожалению, ни в одном документе Правительства УР нет даже наметок на рассмотрение такой стратегии.
Стратегии типа В и Г в отношении производств 3 и 4 укладов для Удмуртии являются гарантированно выигрышными: это, в первую очередь, авто и мото производства, производства оборудования для нефтегазового комплекса. Безуспешные попытки привлечь инвестиции в массовые производства на “Ижмаше” можно без сомнения считать самым главным провалом экономической политики Правительства УР.