90-е годы обозначены в мире как период перехода к устойчивому управлению лесами и роста осознания обществом важности экологических и социальных функций леса. Во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона цели управления лесами и практика лесопользования резко изменились за прошедшее десятилетие. Соответственно, государственная лесная политика в этих странах претерпела серьезные изменения. Это относится и к Японии, где в настоящее время осуществляется многосторонняя реформа управления лесопользованием в лесах всех видов собственности, включая национальные, общественные и частные.
По уровню облесенности территории Япония относится к наиболее "зеленым" странам мира. Особенностью лесов является высокая доля искусственных лесов, площадь которых за последние тридцать лет (с 1966 по 1995 г.) возросла на 31 %. При этом площадь естественных лесов снизилась на 14 %. Запас древесины увеличился за этот же период на 85 % за счет быстрого прироста искусственных лесов (70 млн.м3 в год).
Несмотря на обширность лесного покрова и рост запасов древесины на протяжении последних 50 лет Япония остается главным импортером древесины Российского Дальнего Востока. Для оценки перспектив развития отношений в области лесной торговли между нашими странами важно понимание тенденций в изменении лесной политики в Японии.
Можно выделить несколько этапов ее формирования в период после второй мировой войны и до конца столетия, когда менялись цели политики и средства для их достижения.
1950-1960 гг. В период после второй мировой войны леса страны были истощены и земли обезлесены, при этом спрос на древесину был высок. Поэтому правительство решило при лесовосстановлении сделать акцент на создание лесных плантаций по всей территории Японии. Главная цель – наращивание древесины для развития экономики, главным образом для жилищного строительства. В 1950 г. правительство разработало программу по массовому созданию новых плантаций, и 1951 г. был принят новый Лесной закон. Основные посадки были проведены в период с 1954 по 1962 гг. Владельцы лесных участков были заинтересованы в посадках и уходе за лесами, т.к. цены на древесину были высокие, оплата труда низкая, хотя интенсивность работ по выращиванию леса была значительной. Кроме того, был принят закон, по которому более 400 деревьев получили статус национального памятника природы. Он чаще всего связан с возрастом, иногда с исторической важностью. Такой же статус дали некоторым реликтовым и прихрамовым лесам.
1964 - середина 1970 гг. Этот период связан с началом процесса бурного экономического роста в Японии. Экономическая политика страны была направлена на наращивание экспорта продукции перерабатывающих отраслей в развитые страны. Чтобы держать баланс внешней торговли и компенсировать нехватку собственных сырьевых ресурсов, в том числе древесины Япония начала с 1964 г. политику либерализации импорта, что привело к резкому росту на японском рынке древесины, импортируемой из США, СССР, развивающихся стран.
Одновременно правительство держало курс на устойчивое обеспечение экономики Японии отечественной древесиной. В 1964 г. был введен новый Основной Лесохозяйственный Закон, который преследовал две цели: стабильное развитие лесного хозяйства и улучшение экономического и социального положения лесных рабочих. Тем не менее, начиная с 1968 г. объемы заготовок стали стабильно сокращаться. Причинами явились высокий уровень затрат на древесину из-за возросшей стоимости рабочей силы в результате экономического роста в Японии и понижение цен на древесину в результате конкуренции со стороны дешевой импортной древесины.
Середина 70-х - конец 80-х. Время начала массового поспевания древесины на плантациях. Возникла острая конкуренция между отечественной и импортируемой древесиной, в которой отечественная проигрывала по качеству и высоким затратам. Цены же на древесину устанавливались с учетом цен мирового рынка. Поскольку прибыльность японской древесины упала, собственники лесных участков стали терять стимулы по тщательному уходу за лесами. Качество работ на плантациях снизилось, что привело к ухудшению состояния лесов и дальнейшему падению конкурентоспособности древесины на рынке. В результате объемы заготовки отечественной древесины продолжали сокращаться, составив к началу 90-х 58 % от показателя пиковых объемов в 1967 г.
Можно предполагать, что это было одной из причин возникновения у правительства идеи изменить соотношение в целях лесной политики: в официальных документах появилось понятие многоцелевого использования. То есть лес стал рассматриваться на государственном уровне не только как источник древесины, но и как охрана водных источников, сохранение почвы, предупреждение оползней, а также место для рекреации населения. Однако сырьевая направленность все же превалировала. Чтобы сохранить интерес собственников ухаживать за лесом в условиях падения прибыльности продаж древесины, правительство стало развивать систему поддержки деятельности лесовладельцев, включавшую не только экономическую поддержку, но также образовательные курсы, техническую поддержку.