Базилика Сант-Амброджо, изначально базилика Мучеников (Basilica Martyrum, по имени мучеников Гервазия и Протасия) - одна из трех древнейших церквей Милана, образующих идеологически связанную группу. Другие две - церковь Сан-Симпличано (San Simpliciano, в древности базилика Девственниц (Basilica Vir-ginum), и Сан-Надзаро-Маджоре (San Nazaro Maggiore, бывшая базилика Апостолов (Basilica Apos-tolorum).
Все три базилики основаны Амвросием Медиоланским, желавшим, чтобы Милан (его кафедра и резиденция императора) мог выдержать сравнение с Римом -древней столицей мира, вокруг которой на кладбищах вдоль дорог император Константин расположил храмы во имя римских мучеников: апостолов Петра, Павла, св. Агнессы, Лаврентия, дьяконов Петра и Марцеллина.
Так в предместьях Медиолана возникло святилище местных страстотерпцев Гервазия и Протасия, а две другие церкви возвели, из-за нехватки медиоланских мучеников, над принесенными мощами. Кольцо храмов, стоявших на дорогах, ведших из города, опоясало Медиолан.
Сант-Амброджо и Сан-Надзаро окончены в 386 г. Сан-Симпличано, вероятно, спроектирована при жизни св. Амвросия. После всех перестроек древнейшая кладка стен Сан-Симпличано все еще достигает высоты в 12 м, а Сан-Надзаро лишь замаскирована переделками XII в.
Современную Сант-Амброджо легко принять за раннехристианскую базилику. На самом деле, существующее здание построено гораздо позже - между 1080 г. и серединой XII в. Тем не менее она по праву считается шедевром романской архитектуры и прообразом всех романских церквей и поражает редким стилевым единством.
Перед входом в базилику находится просторный атрий, образованный портиками конца XI в. В их аркадах находит реплику необычный фасад в виде двух поставленных друг на друга лоджий. Строгая, ничем не украшенная колокольня (IX), стоящая справа от фасада, называется Моначи (итал. monachi - монахи), а расположенная слева от фасада элегантная и праздничная звонница (1144), выполненная по законам ломбардского стиля, - Каноничи (итал. cannochi - каноники).
На левом портале можно увидеть дороманский рельеф, изображающий св. Амвросия. Архитрав косяк и люнет центрального портала датируются VIII-X вв.
По справедливости знаменит покров главного алтаря Сант-Амброджо. Алтарь мастера Вульвина - один из самых блестящих памятников каролингского искусства. Это вообще единственная металлическая оправа церковного алтаря, сохранивша- яся со времени Каролингов. Лицевую часть шедевра украшает изображение Христа на троне и 12 сцен Нового Завета. Задняя стенка алтаря значительно интересней. Большинство средневековых произведений искусства анонимны. Осознание смертного греха гордыни не позволяло авторам оставлять имена на работах, по сути принадлежавших не им, а божественному вдохновению. Тем удивительней пример самосознания, продемонстрированный мастером Вульвином. Он не только изобразил себя, получающим корону из рук Амвросия Медиоланского, в одном из медальонов задней стенки алтаря, но и подписал автопортрет. В другом медальоне такую же точно корону из рук небесного покровителя Милана получает архиепископ Ангильберт II (824-859) - заказчик алтаря. Кроме медальонов задняя стенка алтаря украшена 12 сценами из жизни св. Амвросия.
Капелла Сан-Вииторе (San Vittore in Ciel d'Oro) в правом трансепте примечательна мозаиками V в., в том числе древнейшим изображением Амвросия Медиоланского. За всех миланцев Бога просит пожилой толстогубый человек с мудрым, чуть усталым взглядом и большими оттопыренными (левое сильнее, чем правое) ушами.