Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России. Принципы организации местного самоуправления были определены в Конституции Российской Федерации в 1993 году, они соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления. Конституция Российской Федерации не только признает право населения на местное самоуправление, но и гарантирует экономические, юридические, организационные условия его осуществления.
В 90-х годах прошлого века в России сложилась кризисная ситуация, сопровождаемая обострением политических и социальных проблем, которые в свою очередь, сдерживали социально-экономическое развитие страны. В этих условиях, как показал отечественный опыт, важнейшим фактором стабилизации политической и социально-экономической ситуации в стране является потенциал самоорганизации и самоуправления населения.
По данным экспертов, местное самоуправление является уровнем власти, пользующимся доверием населения (40%), несущим на своих плечах 70% всех социальных расходов и являющимися мощной интегрирующей силой нашего государства.
Очевиден тот факт, что на муниципальном уровне органы управления в большей степени, чем на региональном, не говоря уже о федеральном, загружены оперативной деятельностью по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения.
Местное самоуправление, будучи властью, создаваемой населением отдельных территорий из своего состава, из людей, знающих проблемы и реальные возможности своей территории, объективно является наиболее близкой к народу и экономически оправданной властью. 16 Развитое местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет им сконцентрироваться на решении проблем общегосударственного, общенационального характера, т. е. происходит рациональное распределение функций, оптимизация государственного управления.
Система местного самоуправления является базой, основой для государственной власти. Это потенциально мощный механизм обеспечения стабильной жизни и развития отдельных частей государства. Главный источник стабилизации и развития - инициатива самого населения, его осознанный коллективный интерес к упорядочению организации жизни на территории. Этот коллективный интерес может эффективно использоваться только на ограниченных территориях, где у населения сложились местные традиции, существуют исторические, экономические, культурные, информационные и другие связи.
Английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль, внесший большой вклад в становление местного самоуправления, считал, что, когда индивидуумы участвуют в управлении, тогда они принимают его результаты. Эта идея вовлечения населения в управление является одной из основ различных концепций развития городов.
В законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые вводится понятие муниципального образования. Под ним понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Вопрос о признании иных территорий (регионов, уездов, сельских округов и т.д.) муниципальными образованиями находится в ведении субъектов.